Методика создания имитационной модели ГПС, страница 4

Разработка информационной базы моделирования. Этот этап состоит из нескольких взаимно связанных шагов:

Шаг 1 - разработка функциональной схемы моделируемого объекта. Этот шаг направлен на создание схемы перемещения узлов и механизмов моделируемой системы, а так же схемы преобразования объекта обработки из заготовки в деталь (рис. 4).

Рис. 4. Функциональная схема ГПМ БРСК-01

На схеме окружностями показаны состояния объектов имитации, отрезками линий - переходы от одних состояний к другим, штирх-пунктирными линиями различные состояния объектов имитации, объединенных в группу.

Шаг 2 - определение параметров перемещаемых и стационарных объектов, а так же длин их перемещений и углов поворота в процессе имитации работы производственной системы. Для реализации этого шага разработан специальный графический векторный редактор, в котором выполнены все изображения. Величины перемещений узлов и механизмов определяются в приращениях и "привязаны" к системе координат основного изображения (станка, рис. 3), нулем которой является точка на торце шпинделя (изображена в виде крестика). Система координат правосторонняя. Ось Y направлена от рабочего или загрузочного транспортного устройства в зону обработки. Углы поворота задаются в градусах и отсчитываются от трех часов против часовой стрелки. Информация, полученная путем анализа функциональной схемы ГПМ БРСК-01 (рис. 3), а так же паспортов станка, робота и поворотно-делительного стола фрагментально представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Фрагмент аналитической и графической информации

об объекте моделирования.

Состояние объекта моделирования

Изображение

Параметры положения / перемещения объекта моделирования (в приращениях)

Начальное положение станка

X=0 м

Y=0 м

угол =00

Начальное положение робота

X=2,429 м

Y=0 м

угол=00

Начальное положение портала

X=-2,457 м

Y=0,257 м

угол=00

Поворот ограждения

угол=900

Разработка структуры имитационной модели ГПМ. На этом этапе общая задача моделирования гибкого производственного модуля (ГПМ) разбивается на ряд частных задач в соответствии со следующими критериями:

-  носят ли действия узлов или механизмов, в процессе выполнения заданных функций, автономный характер (на пример, загрузка заготовками поворотно-делительного стола);

-  синхронизированы ли действия отдельных узлов и механизмов ГПМ: механизмы станка выполняют ряд последовательных действий; несколькими узлами выполняются работы, которые начинаются одновременно, но не синхронизируются между собой во времени, а последующие действия ГПМ определяются окончанием одной из наиболее продолжительных работ (на пример, позиционирование поворотно-делительного стола и перемещение руки робота в зону захвата) и т.д.;

-  действия какого-либо узла или механизма не являются простыми, т.е. не подпадают под перечень работ описываемых операторами: Поворот, Пауза, Сдвиг, Команда.

Разработка имитационной модели ГПМ. На этом этапе создается управляющая программа (с расширением *.GPM), которая в дальнейшем работает в рамках системы имитационного моделирования производственного комплекса.

1.3. Вопросы для самостоятельного контроля:

1.  Из каких компонент состоит система имитационного моделирования ГПС?

2.  Каковы основные функции генератора имитационных моделей транспортной системы?

3.  Каковы основные функции подсистемы нормирования ручного труда?

4.  Каковы основные функции графического редактора векторных изображений?

5.  Каковы основные функции подсистемы проектирования типовых технологических процессов?

6.  Каковы основные функции генератора имитационных моделей производственных модулей?

7.  Каковы основные функции подсистемы нормирования ручного труда?