Философия и наука: их общность и различие. Ведическая традиция в древнеиндийской культуре. Этические воззрения древнекитайской философии: конфуцианство и даосизм. Философское содержание джайнизма и буддизма. Философия экзистенциализма

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

2. Ф. и наука: их общность и различие.

Особенность Ф. - она оценивает процессы в мире в целом. Остальные науки - в отдельн. частях. Ф.                           целесообр. сравнивать с естеств. науками.

Отличия Ф. познания от естественнонаучного:

Естесств. науки

Философия

1. предмет исследования

часть природы

взаимоотнош. чел. ко всему миру в целом

2. средства исследования

приборы, инструменты

чувст. восприятие и мышление

3. методы исследования

наблюд. и эксперимент, методы общелог. исслед.

м-ды эмпирич. иссл. отсутс., сущ. м-ды общелог иссл. (анализ, синтез, индук., дедук.)

4. средства пров. истин-ти знаний

опыт и эксперимент

экспер. невозм., истин. провер. обобщенным опытом деят. людей в целом

В науке сущ. однолинейность развития (следующий этап включ. предыдущ.). Роль личности ученого не так важна, как роль личности философа. Личность философа сходна с ролью художника. Каждая Ф. концепция неповторима.

4. Ведическая традиция в древнеиндийской культуре.

Ф. мысль на Востоке не представляла собой прямой линии, т.к. развивалась в 3-х изолир. местах (Бл. Восток, Индия и Китай). Здесь нет развитых онтологич. и гнессиологич. учений, нет социальных вопросов.

Главная тема - проблема чел., его морали, спасения души, счастья.

Чистой Ф. на Востоке не было. Ф. находится в религ. текстах.

Веды - это религ. тексты, кот. писались от 1500 до 600 гг. до н.э.

Веды сост. из 3-х частей: 1) описание религии;

2) гимны и песнопения;    3)описание ритуалов и жертвопринош.

Онтологич. воззрен. присутст. в ригведах (религ. гимнах) - Рассм. вопрос: “Есть ли общий принцип, кот. подчин-ся все явления?” - “Да. Это универс. космич. порядок, подчин-ый принципу Рта.”

В брахманах (опис. ритуалов) - вопрос о “субстанции бытия” - ответ: “В основе всего лежит веществ. субс-ция - вода. Предметы появл. из воды под возд. активн. силы - проджапати”.

В упанишады (заверш. часть ведов) - “В основе мира лежит дух - “Брахма”, с кот. может слиться душа каждого чел. - “атман”.

Была придумана концепция перерождения души “сансары”: 4 варны (касты): брахманы (священники), кшатрии (богатые), вайшви (ремесленники и землевлад.), и шудры (самые бедные).

 Этические воззрения древнекит. Ф: конфуцианство и даосизм.

По своему хар-ру Древнекит. Ф. - рационалистич. (ориентир. на реальный мир). Была развита мифология, но прежде всего поклонялись предкам.

Конфуций (VI в. до н.э.) - китайский философ и госуд. деятель.

Конфуцианство создает эталон идеального чел.

Осн. требования:  1) гуманность, жизнь в соотв. с прир.;

2)преданность государю;               3) верность долгу;

4) сыновья почтительность;          5) уважение к старшим.

Кон-во - система психологич. воспитания, кот. должна сформировать такой тип личности, кот. желаем для общ-ва и гос-ва. Оно не столько изуч. внутр. мир чел., сколько воспитание в социально одобряемом направлении.

Методы воздейс. на чел.: 1) извне (церемонии, ритуалы);

2) изнутри (саморегуляция, аутотренинг).

Основа гос-ва - принцип иерархии. Вершина - люди, облад. знаниями; ниже - те кто учится; внизу - те кто не учится.

Даосизм возник одноврем с Конф-ом. Основоположник - Лаоцзы.

“Дао” - всеобщий абсолют, из него все происходит и в него все возвращ. Дао есть везде, он невиден и неслышим. Это некий закон.

Смысл чел. жизни - познание Дао и слияние с ним в итоге. Чел. должен достигнуть самосовершенства в психорегуляции, кот. дает успех во многих делах. Чел. не должен вмеш-ся в сущ-й порядок вещей (принцип гармонии).

. Филос. содержание джайнизма и будизма.

Джайнизм и будизм оформились в VI в. до н.э.

Основоположником джайнизма был Вардхамана.

Главное - проблема спасения чел. от трудностей жизни. Его нужно утешить. Утверждается, что чел. состоит из матер. и дух. частей, а связующим звеном явл-ся карма (оболочка души). Карма сопровождает душу и принуждает ее к перерождению. Чел. может спастись, когда его душа освободиться от кармы и попадет в царство Брахмы. Для этого нужно вести аскетич. образ жизни (отказ от матер. богатства, половое воздерж., непричинение зла живому). Космос - бесконечен и вечен.

Основопол. будизма - Гаутама (Будда).

Главная проблема - проблема осчастливливания чел.

4 благор. истины в основе Б.: 1) Жизнь чел. связана со страданиями.

2) Причина страданий - жажда (влечения и желания чел., жажды чувствен. наслаждения, воплощения и самоуничтожения).

3) Устранение причины страданий - устранение жажды.

4) Путь к устранению жажды:

-правильное суждение (жизнь как вместилище скорби и страдания);

-правильное решение (сочувствие ко всему живому);

-правильная речь (правдивая и точная);

-прав. жизнь (5 заповедей: не вредить живым сущ-вам, не брать чужого, воздерж. от пол. конт-ов, не вести лживых речей, не пить);

-правильное сосредоточение (медитация).

Выполн. этих заповедей приведет к Нирване (угасанию желаний).

3 Специфика филос. знаний, их связи с социал.-истор. практикой.

Ф. - это наука о наиболее общих закономерностях природы, общ-ва и мышления. Ф. - наука общая (а не частная), т.к. предметом ее исслед. явл-ся весь мир.

Ф. всегда ищет общее. Она исслед. отнош. чел. и мира в целом. Ф. явл-ся мировоззрением.

Мировоззрение - это система предельно общих знаний о мире, о месте чел. в этом мире, о смысле жизни.

Связь Ф. с практикой реализ-ся через ее функции.

Функции Ф.:

1) Познавательно-отражательная (систематизация инф-ции; интеграция знаний, получ. частными науками и обобщение картины мира; изучение природы самого познания).

2) Мировоззренческая ф-я (выработка для общ-ва необх. мировоз-ния; изучение Ф. способствует тому, что индивид. мировоззр. чеовека из обыденного превращ. в рациональное).

3) Методологич. ф-я - Ф. (предлагает для чел. методы как исходные основные принципы для организации деятельности).

9. Осн. проблемы схоластики. Спор о природе общих понятий: номенализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.

“Схоло” - школа. Сх-ка - школ. Ф., изуч. в церк. школах (IX-XIV в.).

2 осн. проблемы: спор номенаризма и реализма - “Сущ. ли реально общее? Если сущ., то как (в предметах или в сознании)”.

Единичное - любой отдельно сущ. конкр. предмет. У них есть сходные св-ва, благодаря кот. мы объед. их в опред. классы.

Общее сущ. в единичном в виде сходных признаков и в сознании - в виде понятия, которому дается опред. название в виде слова.

Реалисты счит., что общее реально сущ., оно первично по отнош. к единич. и выступает в кач-ве прообраза к единичному.

Номенаристы счит., что общее реально не сущ., это есть принадлежность мысли и выражено лишь в слове.

Реализм - идеалист. направление. Номен. - зачатки материалистич.

Фома Акв. (XII в.) использ. идеи Аристотеля. Он приспосабливал их к христ. религии. В гнессеологии Фома счит., что не только Бог явл. объектом познания, но и прир., и чел. Есть истины веры (рез-т познания Бога) и истины разума (рез. научн. познания прир., чел.). Истины разума должны служить истинам веры. Допускает сущ. отдельно дух. форм (душа). В чел. сочет. душа и тело, душа опр-ща.

Фома пытался док-ть сущ-е Бога, т.е. в общ-ве появилось сомнение. 5 аргум-ов сущ-я бога: 1) бог есть первопричина движения в мире;

2) в мире все имеет свою причину, а причины имеют свою причину и т.д. (первая причина - бог);

3) бог есть высшая необходимость (он опр-ет события в мире);

4) в мире все сущ. в разной степени совершенства (эталон - бог);

5) системность и гармоничность природы.

Ф. Фомы А. - офиц. Ф. католицизма. Он создал учение “томизм”. Его заслуга в том, что он “подвинул” бога и дал место разуму.

23. Научная революция XVII в. и проблема метода в Ф. Нового времени (Фр. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм.

Наука переживала подъем и качественно менялась. Начался активно использ-ся эксперимент (исслед. объекта в искусст. созданых усл.) и математика (для опис. рез-ов исслед.).

Философы разделились на 2 категории.

Одни утверждали, что в основе познания лежит опыт (течение - эмпиризм). Знания можно получать только через чувства, а с помощ. разума эти знания только обобщ-ся (Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс).

Осн. метод познания - индукция (движ. от единичного к общему).

Бэкон - основоположник эмпиризма (считал, что причина познания - запрочы людей. Познанию мешает дедукция (от общего к част.) и стереотипы (врожден., получ. при воспитании чел. в завис. от среды, от языка, от веры в авторитеты).

Гоббс исслед. социально-политич. проблемы.

В Ф. рационализма основа познания - это разум. Из общих знаний выводится конкретное знание о мире (дедукция). У чел. есть исходные врожденные знания и идеи. (Декарт, Лейбниц и Спиноза).

Декарт: разум не только источник знаний, но и критерий их истинности. Истин. знания - ясные, отчетливые для разума. Исходный пункт познания - сомнение. Научные знания должны выступать в виде системы. Мир - это машина из отд. механизмов. Познание мира - конструир. опред. машин. Главная наука - механика. Начинать нужно с простого и с пом. дедукции перех. к сложному. Для этого необх. интуиция.

Спиноза (крайний рационализм). Лейбниц (умеренный).

28. Разработка теории диалектики в немецкой классич. Ф.

Гегель - объективный идеалист.

Абсол. разум по Гегелю нах-ся в самом мире и его развитие порождает все формы бытия в мире (пантеизм). Абсол. разум, развиваясь, посещает народы в разной степени. Некотор. народы - избранные.

Диалектика (Гегель) - учение о развитии мира. Г. сформулир. законы диалектики.

Вопрос: “Что есть источник развития?”. Ответ: “Источником развития для саморазвив. систем явл. противоречия”.

1-й закон: закон противоречия.

Противоречие - естеств. компонент системы, это процесс взаимод. противоположностей. Противоречие возникает, развив., достиг. высшей точки и разрешается. Формы разреш противоречия: одно из противополож. уничтожается;обе противоп-ти уничтож. противопол-ти приходят к компромису.

2-й закон: переход кол-ва в кач-во.

Кол-во - второстеп. св-ва предметов, при потере кот. предмет не перестает быть собой. Кач-во - тождественная бытию предмета определенность. Развитие происх. посредством зависимости м/у колич. и кач. изменениями. Кач. изменения происх. лишь тогда, когда колич. изм-я достигнут опред. предела. Мера - это интервал колич. изм-й в пределах кот. старое кач-во не меняется. Скачок - момент перехода от одного кач-ва к другому.

3-й закон: закон отрицания отрицания.

Отрицание - смена одного кач-ва другим. В отрицании всегда есть отказ и сохранение каких-либо свойств.

20. Натурфилософия эпохи Возрождения. Формир. научной картины мира.

Натурфилософия (XV-XVI вв.) основывала свои выводы на астрономии.

Б. Телезио и Дж. Бруно - философы. Коперник и Галилей - ученые.

Телезио: Бог - творец природы, но в дальнейшем в ее жизнь не вмешивается (теория - деизм). Задача Ф. - исследование природы. Ф. должна опираться на опыт и на разум, а не на Библию. Мир - един (небесные и земные тела - одинаковы и материальны).

Бруно: книга “О бесконечности Вселенной и мирах”. В основе мира лежит материя, но она сама по себе безжизненна, а причиной действия явл-ся универс. разум (душа), кот. находится в самой природе (теория - пантеизм). Вселенная - бесконечна и однородна (там нет особых и второстепенных мест). На других планетах тоже может быть жизнь.

Познание - процесс бесконечный. Чувст. познание - начальная ступень, затем - разум. Основа познания - сомнение.

Коперник написал книгу “О вращении сфер”. Земля вращ-ся вокруг Солнца и своей оси. Он осуществил десакрализацию космоса, т.е. небо потеряло свою святость.

39. Особенности бел. просветительской Ф.

2-я пол XVIII-нач.XIX в. -происходит отделение Ф. от теологии.

Ян Снядетский (ректор Виленского универс.) - Ф. научного материализма. Обращ. за аргументацией к науке. Написал книгу о Копернике. Каждая наука должна включ. Ф. в кач-ве выводов. Критиковал учение Канта за априорные знания. Считал, что все знания получ-ся из опыта, даже матем. связана с практикой.

Основа познания - ощущения. Они различны у чел. и животных. У чел. они осмысленны.

Соц. проблемы - был человеком гуманистич. настроения, выступал против диктатуры. Люди равны от рождения и имеют равные права на существование. Верил в прогресс, разум, просвещенность.

40. Национ. возрождение в конце XIX - нач ХХ в. и его отображ. в социально-политич. и филос. мысли Беларуси.

1861 - отмена крепост. права, но без земли. Это вызвало выступления крестьян. Начинается движ. за национ. освобождение (1863).

Два направления:

1) либерально-демократич. (Дунин-Марцинкевич);

2) революционно-демократич. (К. Калиновский, Багушевич, Э. Пашкевич, Я. Колос, Я. Купала). Они считали, что революция решит все проблемы (социальные, национальные).

34. Развитие позитивистской концепции науки в XIX-XX вв.

30-е годы XIX в. - Огюст Конт: “Нужно пересмотреть науки и оставить только позитивные знания (четкие знания на основе кот. чел. может получать ясные рекомендации в практич. деят-ти)”. Чел. действует в системе разделенного труда. Ошибка в одном звене может разладить всю систему. Поэтому чел. должен действовать безошибочно на основе четких рекомендаций и ясных знаний.

Ф. - не наука, у нее нет конкретного предмета исслед., четких понятий и Ф. не нужна (Конт).

Эмпириокритицизм. (нач. ХХ в.) - Мах и Авенариус.

Задача Ф. - создание теории научного познания. Ф. не наука, а род деятельности.

Неопозитивизм (20-е г. ХХ в.). Предметом Ф. не явл. теория познания. Задача Ф. - анализировать естест. и искусст. языки; обеспечить построение идеальных моделей о смысленных рассуждениях.

2 критерия для отличия позитивного знания:

1) Принцип верификации (оставить только знания, подтвержд. опытом).

2) Принцип фальсификации (позитивное - это знание, кот. опытом не опровергается.

36. Филос.-этические исслед. на Бел. в X-XIII в. Христ-во и его влияние на развитие общест. мысли Бел.

Особен. развития Ф. на Беларуси:

Ф. мысль не имела рацион., понятийного, теор. хар-ра. Это объясн. особ. развития бел. языка (запрет языка во время Речи П. и ее раздела). Отсутствуют центры Ф. мысли. Местом сосредоточ. явл. худож., публитистич., теологич., религ. издания. Преоблад. соц., морально-гуманит. и эстетич. проблематика. В центре внимания - чел. и его проблемы. Бел. находилась на пересеч. Рус. и Пол. культ. Наступл. истор. периодов запаздывало по сравн. с Зап. Евр.

Гл. памятниками периода X-XIII в. явл. рукописные книги религ. содержания, где раскрыв. основы христ. учения, толков. Библии.

Климен Смолятич (митрополит) высказывал крамольные идеи: независ. Вост. правосл. церкви от Константинополя. Знал Др. Греч. Ф. (рационализм). Высоко оценивал разум в своем “Послании”.

Книги-повести - толкование христ. догматов.

Житии святых: Житие Ефрос. Полоцкой, Кирилы Туровского.

“Притча о человеке и душе” - душа главное в чел., но нуждается в поддержке телом.

38. Онтологич и этич. аспекты ренессансно-гуманистич. Ф. на Бел.

Эпоха Возр. - наиболее богатый период на имена и произвед. (Фр. Скорина, С. Будны, Андрей Волан, М. Гусовский, Л. Сапега). Воззрения фил-фов были теологич., обнаруж. влияние античн. Ф.

Фр. Скорина печатал религ. книги на бел. языке. Писал к ним предисловия, где выражал свои мысли. Скорина - креоцанист (верил в сотворение мира богом), но призывал не прин. все на веру, а обращ-ся и к разуму. Божест. откровение есть познание, но нужно познавать и чел., природу. Земная жизнь тоже имеет ценность. Цель чел. - постоянное интел. соверш-е. Мораль должна основ. на внутр. разуме чел., а не на страхе о загробной жизни. Скорину счит. нац.-патриотом бел. мысли, т.е. интересы народа, страны выше религии.

С.Будны - идеолог бел.-лит. реформации. Критиковал катол. церковь за ее обогащ.. В Катехизисе библ. чудеса объясн. з-ми прир. Разум - выше веры. Отриц. бессмертие души. Основа познания - сомнение. Мораль - не врожд., а приобрет. кач-во, в завис от усл. сущ.

Андрей Волан (XVI-XVII в.) получил образ-е на Западе. Написал много работ светского содерж. (по социальн. и филос. проблемам). Считал, что земная жизнь - ценность, предназнач. - достиж. счастья в этой жизни. Свобода - это согласие с остальными членами общ-ва, целостность имущества и безоп. личности. Средства для обеспеч. свободы - соблюд. законов (идея правов. гос-ва). З-ны - это моральные правила, кот. диктуются бож. волей и чел. разумом Не был сторонником абсол. равенства, но выступал за рав-во всех перед законом, критиковал крепост. право в Речи П.

27. Филос. взгляды И. Канта. Этика Канта.

2 периода у Канта: докритич. период (до 1770 г.) (Кант выступает как материалист);  критич. период (разработка проблем познания, выступ. как субъект. идеалист).

Кант большое внимание уделил исслед. субъективной стороны познават. деят-ти чел., отметив, что чел. в процессе познания всегда активен и эта активность отраж. как на процессе позн., так и на рез-те. В этом процессе есть субъективное и объективное. Объект познания сущ. независимо от субъекта.

Кант - агностик (не признавал познаваемость мира). Он определил пределы познаваемости мира, считал, что чел. познает только явления вещей (внеш. сторону), а мир “вещей в себе” (их сущность) для чел. непознаваем. “То, что познает чел., сущ-ет субъективно”.

О морали: мораль не связана с религией, чел. в своем поведении руковод-ся не только внеш. обстоят-ми, но и своими желаниями и может делать выбор вариантов поведения. “ Чел. - есть цель в себе”.

2 принципа осн. нравст. закона:

1) поступай так, чтобы чел. для тебя выступал как цель, а не средство;

2) поступай так, чтобы максимум твоего поведения мог стать общим и естеств. законом.

29. Антропологич. гуманизм и материализм Л. Фейербаха.

Фейербах - материалист в немецкой Ф. Он отрицает жизнь после смерти. Подлинное бессмертие - духовное наследие.

Фей. - атеист. Теология и Ф. принципиально отличаются. Первое дело Ф. - сеять сомнение. Осн. признак теологии - вера в догматы. Источник религ. морали не в чел., а в боге. Фей. критикует религ. мораль, т.к. она призывает поступать правильно не из любви к ближнему, а из-за страха быть наказанным богом.

Психологич. фактор сущ-ния религии: человек - существо не только разумное

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
136 Kb
Скачали:
0