Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда. Об усилении заинтересованности работников предприятия в результатах труда

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Мотивируя труд во все времена, руководители и соответственно теории управления не всегда видели в мотивации неотъемлемую часть процесса управления, а это сводило ее к простому предложению денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. В результате прерывался процесс взаимосвязанных действий, направленных на достижение результата, т.е. процесс управления. Только определение места мотивации в одном ряду с планированием, организацией и контролем даст возможность ожидать эффект от предпринимаемых управленческих решений. И уже вопросом другого порядка будет определение механизма интеграции названных функций управления.

Однако в недавно появившихся российских учебниках как по управлению персоналом (Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев), так и по экономике труда (Г.Г. Меликь-ян, Р.П. Колосова) вообще не включены отдельные разделы, рассматривающие мотивацию труда [6, 7]. В них выделены разделы по оплате труда персонала. Этим, по мнению автора, оторвана часть (оплата труда) от целого (процесс мотива-

Людмила Васильевна МИСНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент Гомельского кооперативного института.


дии труда). Далее мотивация вообще не находит своего места в управлении персоналом, что зачастую сводит мотивацию к стимулированию, рассмотрению этих категорий как синонимов [8, 80—81].

Украинский ученый А.С. Афонин рассматривает мотивацию как самостоятельную рыночную технологию — упорядоченную совокупность конкретных приемов, методов, процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей. Ключевыми технологиями рынка кроме того он считает менеджмент и маркетинг [9]. Здесь, на наш взгляд, проявляется крайняя точка зрения отрыва мотивации от процесса управления.

Наше представление о мотивации основывается на первой из рассмотренных точек зрения и заключается в следующем, (бна, безусловно, представляет собой важнейшую функцию менеджмента и соответственно менеджеров всех уровней, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного поведения людей по достижению их собственных целей и целей предприятия. Данная категория достаточно сложна с точки зрения определения наиболее подходящих процессов, приемов, методов мотивации труда для каждого конкретного предприятия в конкретный отрезок времени, а также для каждого работника. Без изучения ситуации специально подготовленными управлять человеческими ресурсами людьми разработка стройной системы управления персоналом, включающей его мотивацию, просто невозможна.

Такое представление о мотивации и ее месте в системе управления говорит о необходимости, во-первых, введения в наших учебных заведениях отдельной специальности или специализации "Менеджмент персонала". Это позволит подготовить для белорусского бизнеса специалистов, понимающих необходимость

Похожие материалы

Информация о работе