Приборы и системы направления, гироскопические вертикали и их конструктивные особенности, страница 2

OXYZ – оси, связанные с гироскопическим прибором (оси Резаля);

 – оси, связанные с самолетом.

Рис. 6.1. К расположению гировертикали на самолете

1, 2 – выходные преобразователи углов крена  и тангажа  соответственно;

3 – направление полета.

Предположим, самолет совершает горизонтальный полет с путевой скоростью  и истинным курсом .

Считаем, что самолет находится в точке O земной поверхности (высотой полета Н по сравнению с радиусом Земли  пренебрегаем) с географической широтой  (рис 6.2).

Рис. 6.2. К определению собственного ухода гироскопа на самолете

Если во время полета ось собственного вращения гироскопа будет сохранять свое вертикальное положение, то, очевидно, измеряя угол поворота оси OY относительно самолета при его разворотах вокруг продольной оси  при помощи выходного преобразователя , мы будем измерять его крен. Аналогично, измеряя поворот оси OX относительно поперечной оси самолета  при помощи выходного преобразователя  – угол тангажа (см. рис 6.1).

Для того чтобы определить, как будет двигаться ось собственного вращения гироскопа относительно Земли, найдем проекции всех действующих угловых скоростей на оси OX и OY гироскопа:  и . С этой целью проведем с точки O (точки расположения самолета на земной поверхности) географическую систему координат . Ось  совпадает с вертикалью места, ось  направлена на Север (N) и совпадает с касательной к меридиану, ось  направлена на Восток (Е) и совпадает с касательной к параллели. Первоначально считаем, что оси гироскопа OXYZ совпадают с соответствующими осями системы координат, связанной с самолетом.