Профилирование эвольвентных зубьев

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

Лабораторная работа № 10

Профилирование эвольвентных зубьев

Цель работы: освоение методики нарезания эвольвентных зубчатых колес по методу огибания (обкатки) с различными смещениями инструмента; расчет геометрии эвольвентного зацепления.

Оборудование: прибор для профилирования зубьев ТММ-42, прибор для нарезания бумажных кругов, бумажный круг, остро заточенный карандаш.

Краткие теоретические сведения

Метод огибания при изготовлении эвольвентных зубчатых колес

Зубчатые колеса изготовляют двумя основными способами: копированием и огибанием. Наиболее совершенным по точности профиля и производительности является способ огибания (рис. 10.1). При изготовлении колеса этим способом профили его зубьев образуются как огибающие к семейству положений профилей зубьев производящего колеса (инструмента). Если производящее колесо имеет зубья с эвольвентным профилем (долбяк, рис. 10.1, а), то на заготовке в результате обработки этим способом получают зубья также с эвольвентными профилями. При радиусе колеса, равном бесконечности, инструмент преображается в рейку с прямолинейными профилями зубьев (гребенка, 10.1, б). Такие профили зубьев инструмента просты и технологичны, позволяют изготавливать инструмент с высокой точностью. Наиболее высокопроизводительным методом является нарезание зубчатых колес модульной червячной фрезой (рис. 10.1, в).

Рис. 10.1. Способы нарезания зубчатых колес методом огибания

Метод огибания позволяет одним и тем же инструментом нарезать колёса с различными числами зубьев и различными формами профиля зубьев, которые определяются не только размерами инструмента, но и его расположением относительно заготовки. Геометрические параметры нарезаемого цилиндрического колеса определяют модулем m и параметрами стандартного исходного контура по  ГОСТ 13755:  углом профиля α = 20º; коэффициентом высоты головки зуба = 1; коэффициентом радиального зазора с* = 0,25; коэффициентом радиуса переходной кривой = 0,38 (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Исходные контуры

Приведенные коэффициенты, помноженные на модуль т, дают геометрические параметры, выраженные этими же символами без звездочек. В зависимости от того, как располагается делительная прямая от инструмента по отношению к делительной окружности нарезаемого колеса, получают нулевые, положительные и отрицательные зубчатые колеса. Смещением ξ = хт называют расстояние от делительной прямой инструмента до делительной окружности колеса, xкоэффициент смещения.

       Нулевое зубчатое колесо нарезают без смещения, то есть xm = 0 и x = 0

(рис. 10.3). В станочном зацеплении начальными являются делительная прямая инструмента и делительная окружность колеса. Так как перекатывание их друг по другу происходит без скольжения,то на делительной окружности нулевого

 колеса толщина зуба равна ширине впадины:

   .

(10.1)

По делительной окружности шаг имеет стандартное значение:

.

(10.2)

Рис. 10.3. Нарезание нулевого колеса

         Положительное зубчатое колесо с коэффициентом смещения хт > 0 (рис. 10.4) получают при смещении инструмента в радиальном направлении от центра заготовки. На делительной окружности колеса с положительным смещением толщина зуба больше ширины впадины и равна:

                                               > e.

                             (10.3)

Вследствие увеличения делительной толщины зуба ножка становится толще и повышается изгибная прочность зуба.        

         Отрицательное зубчатое колесо с коэффициентом смещения х < 0 (рис. 10.5) получают, если инструмент из нулевого положения переместить к центру нарезаемого колеса. У колеса с отрицательным смещением s < e. Делительную толщину зуба определяют по формуле (10.3), в которую коэффициент смещения x входит со знаком «минус».

Рис. 10.4. Нарезание положительного колеса

                    Рис. 10.5. Нарезание отрицательного колеса

Подрезание зубьев эвольвентного зубчатого колеса

Активную линию зацепления АВ1 (рис. 10.3) определяют точками пересечения линии станочного зацепления с окружностью вершин и прямой граничных точек. Изменение величины смещения инструмента изменяет и положение точки В1 на линии зацепления. Если точка В1 выйдет за пределы отрезка АВ,определяющего зону контакта сопряженных профилей инструмента и колеса, то произойдет подрезание зуба. При этом инструмент срезает часть главного профиля, уменьшая толщину зуба у основания и снижая его прочность на изгиб. Профили подрезанной части зуба не будут эвольвентными, в результате чего нарушится основная теорема зацепления. Степень подрезания зуба зависит от величины смещения, параметров производящего контура и числа зубьев колеса. Для нулевого колеса минимальное число зубьев, нарезаемых без подрезания, определяют по формуле:

                                (10.4)

Нарезать без подрезания колесо с числом зубьев z < zmin можно, если дать инструменту положительное смещение, большее или равное минимальному, т.е. х ≥ хmin . Минимальный коэффициент смещения, определяемый из условия неподрезания, равен

.

                          (10.5)

В формуле (10.5) число зубьев < 17. Из вышеизложенного можно сделать выводы:

- в нулевом колесе подрезание не произойдет при z 17;

Похожие материалы

Информация о работе