Синтез эвольвентного зацепления, страница 3

ж) По компьютерной распечатке построен полный эвольвентный профиль. Для этого от полюса зацепления W отложена по дуге начальная толщина зуба sw и разделена пополам. Точка деления соединена с центром вращения, получена ось симметрии зуба. От оси симметрии отложены половины толщин зуба по окружностям вершин sa, промежуточной sy, делительной s и основной sb, получены точки профиля зуба, которые соединены плавной кривой. Построены 3 зуба на шестерне и колесе. Эвольвенты окружности впадин сопряжены кривой радиуса pf.

з) На линии зацепления В1В2 отмечены точки пересечения А1 и А2 с окружностями вершин. А1 А2 активная линия зацепления длиной .

и) Вычерчены профили зубьев штриховыми линиями в момент их входа в зацепление и выхода из зацепления (в точках А1 и А2).

к) На одном зубе вычерчена постоянная хорда и высоту зуба до постоянной хорды .

л) На шестерне показана длина общей нормали W.

м) На чертеже обозначены буквами характерные точки. Все геометрические параметры показаны буквенными обозначениями.

н) Приведена таблица с основными параметрами: m, z1, z2, x1, x2, y, Δy, , , , a, aw, εα, . Второе значение коэффициента перекрытия найдено графическим путем по формуле:

                                     (3.17)

где ga – расстояние между точка А1А2, разделённое на масштаб.

Построение диаграммы удельного скольжения

Данные для построения диаграммы удельного скольжения рассчитаны по формулам (3.18), (3.19) с помощью программы ТММ21 (таблица 3.4):

;                                            (3.18)

      ,                                         (3.19)

где i21 - передаточное отношение; g — длина линии зацепления В1В2, мм; х -расстояние, отсчитываемое от точки В1, мм;

Диаграмма удельного скольжения построена в масштабе , мм [1]:

,                                                   (3.20)

где - максимальная ордината диаграммы, мм, - максимальное относительное скольжение.

Абсциссы диаграммы ограничены активной линией зацепления А1А2. За ее пределами диаграммы показаны штриховыми линиями. Пространство между линиями  и  характеризует суммарное скольжение профилей друг относительно друга. Положительная часть диаграмм соответствуют скольжению на головках, отрицательная - на ножках зубьев.  Суммарные ординаты относительного скольжения, рассчитанные в программе ТММ21 в точках А1, =1,925 и А2, =1,941, примерно равны, что является признаком оптимальной износостойкости. 

Таблица 3.4 – Относительные скольжения колеса и шестерни, удельное давление

Номер

точки

Расстояние х, мм от точки B1

Относительное скольжение шестерни

Относительное скольжение колеса

Удельное давление

1

4,73

-4,33

0,81

1,17

2

9,47

-1,36

0,58

0,66

3

13,51

-0,48

0,32

0,52

4

17,55

0

0

0,46

5

22,46

0,35

-0,54

0,43

6

27,38

0,57

-1,35

0,44

7

37,08

0,84

-5,37

0,65

Построение диаграммы удельного давления

Данные для построения диаграммы удельного давления γ рассчитаны по формуле (3.21) с помощью программы ТММ21 (таблица 3.4):

                                   (3.21)

Диаграмма удельного давления строится в масштабе μϒ, мм [1]:

                                                  (3.22)

где - максимальная ордината диаграммы, - максимальное удельное давление.

Реальные очертания диаграмма имеет в пределах активной линии зацепления А2А1, в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага pb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты разделены пополам.

Блокирующий контур

Выбран блокирующий контур с ближайшими меньшими значениями z1 и z2 (z1 = 12, z2 = 25).

Точки, расположенные правее линии АА, определяют коэффициенты смещения, при которых ea < 1.

Линии ВВ, СС, DD, ЕЕ определяют коэффициенты, при которых будет происходить заклинивание зубьев: линии ВВ и СС — линии интерференции колеса, линии DD и ЕЕ — шестерни.

Линия FF определяет неподрезание зубьев шестерни, линия GG — колеса. Линии LL и NN определяют границы заострения зубьев sa1 = 0 и sa2 = 0.

Кривая А`-A` соответствует ea = 1,2;

Кривая L`-L` соответствует sa1 = 0,4m, N`-N` – sa2 = 0,4m.

Кривая  соответствует sa1 = 0,25m.

Каждая из линий x1 min и x2 min делит контур на 2 части: левее линии x1min будут подрезаны зубья шестерни, а ниже линии x2min — колеса.

Контрольные параметры