Подшипники качения, страница 10

Если подшипники смазывают картерным маслом и нет необходимости постановки мазеудерживающих колец, для съёма подшипников ставят дистанционные втулки со специальным выступом или с диском (рис. 15, а, г). Размеры дистанционной втулкипринимают аналогично размерам мазеудерживающего кольца (рис. 8). Диаметр диска принимают меньше наружного диаметра подшипника, а сам диск смещают внутрь корпуса. Применение мазеудерживающих колец предпочтительно, так как оно выполняет две функции, уплотнения подшипникового уза и съёма подшипника.

Все принятые линейные размеры, как и все размеры на чертежах, должны соответствовать ГОСТ 6636 (прил. Г).

1.5. Азбука конструирования

1. Подшипники качения состоят из внутреннего и наружного колец, тел качения (шариков или роликов) и сепараторов.

2.  При частоте вращения n > 1 об/мин подшипники качения рассчитывают по динамической грузоподъёмности.

3.  При выборе подшипниковых схем необходимо ориентироваться прежде всего на шарикоподшипники радиальные однорядные как изделия массового производства.

4.  На каждой опоре принимать, как правило, одинаковые подшипники.

5.  В подшипниковых гнёздах необходимо избегать необоснованно поставленных стаканов.

6.   В подшипниковых гнёздах следует избегать буртов для возможности расточки за одну установку инструмента для обеспечения соосности отверстий.

7.  Подшипники крепят на валу прессовой посадкой, гайками и концевыми шайбами.

8.  Подшипники крепят в корпусе пружинными упругими кольцами, торцами подшипниковых крышек, буртами стаканов и самоустанавливающимися  шайбами.

9.  Малая ширина подшипника требует надёжного упора на валу при помощи заплечиков (буртов), дистанционных втулок и мазеудерживающих колец.

10.   Для облегчения осевого перемещения плавающим принимают радиальный шарикоподшипник, воспринимающий меньшую радиальную нагрузку.

11.  В шевронном редукторе для выравнивания осевой нагрузки между полушевронами один из валов проектируют плавающим, второй -  фиксированным.

12.  Фиксированный вал имеет одну плавающую опору с меньшей радиальной нагрузкой и одну фиксированную опору, которая воспринимает осевую нагрузку.

13.  Плавающий вал имеет обе плавающие опоры.

14.  Плавающая опора создаётся перемещением роликов по поверхности кольца без буртов или свободой перемещения наружного кольца в подшипниковом гнезде.

15.  Радиально-упорные подшипники эксплуатируют с предварительным натягом, который создают  с помощью набора прокладок, компенсирующими кольцами или винтом с самоустанавливающейся шайбой; в последнем случае возможен перекос наружного кольца подшипника.

16.  Регулировку подшипников осуществляют путём изменения или перераспределения толщины набора прокладок или подшлифовкой торцов компенсирующих колец.

17.  Радиально-упорные подшипники ставят на валу попарно симметрично по схемам «враспор», «врастяжку» и в фиксированной опоре; осевую нагрузку следует направлять на менее нагруженный радиальной нагрузкой подшипник.

18.  При постановке в одной опоре радиального и упорного подшипников радиальный подшипник должен иметь свободу осевого, а упорный – радиального перемещения.

19.  Подшипниковые посадки принимают: с натягом для колец, вращающихся относительно нагрузки, и с зазором для колец, неподвижных относительно нагрузки.

20.  В условиях индивидуального производства принимают накладные крышки подшипников, серийного производства – врезные крышки.

21.  Использование врезных крышек уменьшает стоимость, но ухудшает герметизацию редуктора.

22.  Применение пружинных колец целесообразно в тех случаях, когда они не ослабляют детали.

23.  Использование стаканов целесообразно в строго обоснованных случаях, например, для введения в неразъёмный корпус вала червяка.

24.  Мазеудерживающие кольца ставят для изоляции подшипникового узла, заполненного пластической смазкой, от жидкого картерного масла.

25.  Дистанционные и мазеудерживающие кольца ставят для съёма подшипника за внутреннее кольцо при недостаточной высоте бурта.