Привод цепного конвейера, страница 8

а) отжиг, заключающийся в том, что деталь нагревают до температур выше критических (не менее 750ºС) с последующим медленным охлаждением (вместе с  выключенной печью);

б) нормализация – отжиг с охлаждением на воздухе (в штабеле с другими нагретыми деталями); термообработка более дешёвая и более распространённая, чем отжиг;

в) закалка – с нагревом до температур выше критических с последующим быстрым охлаждением (в масле или воде); после закалки вследствие искажения кристаллической решётки и появления в связи с этим больших внутренних напряжений деталь приобретает чрезвычайную хрупкость; её снижают обязательной следующей термической обработкой;

г) отпуск производят после закалки с нагревом деталей до температур ниже критических ; высокотемпературный отпуск с нагревом до 600 ºС в совокупности с закалкой называют улучшением; такую обработку выполняют для повышения твёрдости при сохранении высокой ударной вязкости; среднетемпературный отпуск (до 400 ºС) выполняют для рессор и пружин; низкотемпературный  (до 200 ºС) – для режущего и мерительного инструмента.

Химико-термическая обработка заключается в насыщении поверхности детали элементами, повышающими твёрдость и износостойкость при сохранении высокой ударной вязкости сердцевины. Насыщение азотом называется азотированием, насыщение углеродом – цементацией. Последующая за цементацией закалка с низким отпуском значительно повышает износостойкость и контактную прочность поверхности.

В учебном пособии [11], справочниках [2, 3, 8] и табл. 2 приведены механические характеристики сталей. В их числе предел прочности σв в МПа, предел текучести σт в МПа, предел выносливости σ-1 в МПа, твёрдость по Бринеллю НВ и по Роквеллу HRC.

Чугуны – сплавы железа и углерода с содержанием последнего 2…6,67% (обычно 2,2… 4,3). Если углерод в структуре чугуна представлен виде химического соединения Fe3C (цементита), то такие чугуны называют белыми. Они плохо обрабатываются и применяются в деталях с отбеленной поверхностью, например, для шкивов плоскоремённых передач с целью повышения твёрдости, износостойкости и коррозионной стойкости рабочей поверхности.

Серые чугуны содержат углерод в виде графита, их используют только в виде отливок, так как их пластичность практически равна нулю. Выплавляют серые чугуны СЧ 10, 15, 20, 25, 30, 35 по ГОСТ 1412-85 и чугуны повышенной прочности с шаровидным графитом ВЧ 35, 40, 45, 50, 60, 70 по ГОСТ 7293-85. Из серых чугунов отливают корпусные детали редукторов, крышки подшипников, станины, стойки, плиты и др.

Сплавы цветных металлов выполняют на основе алюминия, меди, олова и других металлов. Сплавы на основе алюминия и магния имеют высокую удельную прочность. Алюминиевые сплавы подразделяют на деформируемые (дюралюмины) и литейные (силумины). Применяют для корпусных деталей и в авиационной технике.

Многие цветные металлы используют как антифрикционные материалы, применяемые в узлах трения. Латуньсплав меди с цинком. Однофазная латунь – деформируемая (например, патронная латунь), двухфазная – литейная, используемая как антифрикционный материал.

Бронзасплав меди со всеми элементами, кроме цинка. Обладает высокими антифрикционными свойствами, сопротивлением коррозии и технологичностью. Наилучшие антифрикционные свойства у оловянистых бронз, например, БрО10Ф1  ГОСТ 613-79. Безоловянистые бронзы, например, БрА10Ж4Л ГОСТ 493-79, обладают высокими механическими характеристиками, но их антифрик-ционные свойства хуже, чем оловянистых.

Пластические массы – материалы на основе высокомолекулярных органических соединений. По природе смол пластмассы подразделяют на термореактивные и термопластичные. Термореактивные смолы в процессе изготовления под действием высокой температуры становятся неплавкими (текстолит, гетинакс, стеклопласты и др.). Термопластичные пластмассы, размягчающиеся при высокой температуры, пригодны для повторного использования (полиэтилен, фторопласты, полиамиды, полиуретаны и др.).