Допуски и посадки, страница 10

Примечания. 1. Числовые значения допусков выбирать из стандартного ряда: 5, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 80 мкм и указывать на чертежах в миллиметрах. 2. Обозначениям IT6 и IT9 соответствуют допуски по 6 и 9 квалитетам (табл. 9).

Таблица 16

Допуски радиального биения поверхностей вала

Окружная скорость деталей, устанавливаемых на валу, v, м/с

≤ 2

≤ 6

≤ 10

>10

Допуск радиального биения поверхности установки T, мкм

2IT6

1,4IT6

IT6

0,7IT6

Таблица 17

Допуски радиального биения венца, мкм

Степень точности

Диаметр вершин da, мм

≤ 50

≤ 80

≤ 120

≤ 200

≤ 320

≤ 500

7

20

25

32

36

42

50

8

32

40

50

55

65

80

9

50

60

80

90

105

120

Таблица 18

Допуски торцового биения базового венца и торца ступицы, мкм

Степень

точности

венца колеса d = 100 мм

шириной b, мм

короткой ступицы (lст/dвала ≤ 1)

при dвала, мм

<55

<110

≤ 50

≤ 80

>80

7

21

11

20

30

40

8

26

14

30

40

50

9

34

18

30

40

50

Примечания: 1. При d ≠ 100 мм табличные значения умножить на коэффициент d/100.  2. При lст/dвала табличные значения умножить на коэффициент 1,4…1,5.  3. Рассчитанные допуски форм округлить до стандартных (табл. 15).

Таблица 19

Допуски перпендикулярности заплечика

подшипника класса точности 0, мкм

Интервалы диаметров d и D, мм

валов (осей)

отверстий корпусов

18…30

21

33

30…50

25

39

50…80

30

46

80…120

35

54

120…180

40

63

Таблица 20

Допуски перпендикулярности заплечика

 для установки зубчатых колёс, мкм

Степень точности зубчатых колёс

диаметр вала d, мм

≤ 55

≤ 80

>80

6,7

20

30

40

8,9

30

40

50

Таблица 21

Допуски торцового биения (перпендикулярности) заплечика

для установки ступиц

Окружная скорость деталей, устанавливаемых на валу, v, м/с

≤ 5

≤ 8

≤ 12

≤ 18

Допуск торцового биения поверхности установки T, мкм

2IT

1,4IT

IT

0,7IT

          Пример 16. Назначить допуски размеров и допуски формы и расположения поверхностей для вала по данным примера 7: диаметр подступичной части d1 = 42 мм; диаметр шейки d = 35 мм; диаметр хвостовика d2 = 26 мм.

          Решение.

1)  Выбор посадок для сопряжённых размеров вала. Для хвостовика вала назначено сопряжение  (табл. 14 и 9). Переходная посадка создаёт условия для сборки полумуфты вручную (максимальный зазор Smax = 6 мкм) или небольшими усилиями (ударами молотком при максимальном натяге Nmax = 28 мкм) и спрессовки при помощи съёмника.

Для шейки вала принята подшипниковая посадка  ([13] и табл. 9), которая обеспечивает натяг между внутренним кольцом подшипника и шейкой вала N = 2…30 мкм и неподвижность внутреннего кольца относительно шейки.

При таком небольшом натяге подшипник надевается на вал либо вручную при помощи оправки, либо после его нагрева в масле или в специальной печи. Спрессовывают подшипник съёмником захватом его лапками внутреннего кольца.