Управление качеством технического обслуживания и ремонта транспортных средств: Организационно-методическое обеспечение, страница 4

С помощью их, на основании заранее установленных контрольных границ для возможного отклонения показателей процесса, определяют сами моменты возникновения отклонений. Одной из разновидностей контрольных карт являются т. н. карты , позволяющие отслеживать отклонения, как математического ожидания показателя, так и его размаха, что дает своевременную информацию о необходимость корректирования условий протекания какого-либо управляемого процесса.

В практической работе студентов по этой теме, проводимой в форме деловой игры, предполагается выполнение этапов работ, направленных на повышение эффективности производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Работа по повышению качества начинается с анализа показателей, для чего производится как бы отслеживание на протяжении определенного времени, текущих показателей с помощью контрольных карт.

В практической работе студентов по теме управления качеством анализируют статистические данные по предполагаемым отказам автомобилей. Для этого студенты выбирают случайным образом неисправности автомобилей из справочных данных Типовых норм [1]. Эту выборку желательно производить с помощью таблиц равномерно распределенных случайных чисел. Более предпочтительным является выбор неисправностей с помощью ЭВМ, используя стандартные опции программного обеспечения компьютера.

Поиск причин отклонения наблюдаемых производственных показателей производят с помощью расслоения по факторам. Затем составляется причинно-следственная диаграмма. Чтобы не пропустить какие-либо причины в диаграмму включают расширенное количество факторов. В учебных целях на диаграмме исследуют только одну группу факторов, связанную с возможными причинами простоев автомобилей по различным неисправностям.

Наиболее значимые факторы, как основные причины отклонения показателей технической готовности транспортных средств, определяют с помощью диаграммы Парето. Практика показывает, что согласно принципу Парето, причинами, определяющими более 70% случаев простоев автомобилей, окажутся факторы двух-трех наименований.

Эти факторы необходимо соотнести со специализацией работ участков. Далее в наиболее отстающих участках необходимо разобраться с причинами их плохой работы. При этом целесообразна аттестация рабочих их мест.

Наглядное представление о состоянии дел на участках дает радиационная диаграмма с информацией расслоения по ресурсам, в качестве которых рассматривают: производственно-техническую базу (укомплектованность, техническое состояние оборудования, инструментов, характеристики производственного помещения и т. д.); кадры (укомплектованность, квалификация, стаж и др.); материально-техническое обеспечение (уровень снабжения запасными частями и материалами, использование сертифицированной продукции и т. д.); информационное обеспечение (учетная документация, связь, планирование с помощью ЭВМ и др.); организационное обеспечение (использование передовых методов, в т. ч. и с использованием ЭВМ); финансовое обеспечение (обеспечение закупок запасных частей и материалов, заработная плата персонала и т. д.); подвижной состав (разномарочность, наработка с начала эксплуатации, условия работы и др.).

Управление качеством производства технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств в автотранспортном предприятии рекомендуется проводить по следующей схеме.

В первую очередь выбирают т. н. целевые показатели. Например, для технического обслуживания ТО-1 можно назначить количество отказов автомобилей, возникающих вследствие несвоевременного или неполного выполнения контрольных, крепежных, регулировочных и смазочных работ, регламентированных Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Такой целевой показатель обусловлен тем, что, как известно, целью ТО-1 является снижение интенсивности изнашивания деталей составных частей автомобиля.