Изучение динамической нагруженности подвески и несущей системы (кузова) автомобиля (на примере автобуса МАЗ-103), страница 11

2. Разработка карты безотказности системы профилактики

Одним из распространенных количественных показателей надежности является вероятность безотказной работы элемента или системы Р(L) за определенный промежуток времени. Вероятность безотказной работы позволяет: оценить безотказность в любой момент наработки; рассчитать среднюю наработку на отказ и между отказами; оценить качество новых и отремонтированных элементов (в условиях авторемонтных заводов, мастерских или автотранспортных предприятий); исследовать влияние внешнихи внутренних факторовизменения технического состояния.

Таким образом, вероятность безотказной работы является одной из удачных характеристик надежности, так как учитывает большинство факторов, влияющих на надежность, дает наглядное представление о характере изменения надежности во времени и может использоваться для различных технических расчетов. Этот показатель поддается инженерному расчету на этапе проектирования, если известны количественные характеристики надежности комплектующих элементов и их количество в системе.

Графики вероятности безотказной работы, полученные в различных климатических зонах, позволяют уточнять корректирующие коэффициенты, применяемые для расчета нормативов технической эксплуатации автомобилей.

Содержательной формой представления показателей надежности является карта надежности, которая объединяет графики вероятности безотказной работы до первой и последующих замен элементов, лимитирующих надежность, с указанием места их расположения на автомобиле. Карта надежности - зеркало надежности выпускаемых изделий. Карту надежности составляют при учете наработки деталей на их замену. При этом определяются вероятности безотказной работы по каждой из деталей на разных интервалах наработки между профилактиками, дальними рейсами, периодами командировок.

Карта надежности позволяет: выявить детали и узлы, требующие повышенного внимания при ТО и ремонте автомобилей. Определить оптимальную периодичность (время) проведения профилактических работ. Определить количество запасных частей и оборотных агрегатов на различных интервалах  наработки, а также на год, квартал, месяц.Выявитьнаиболее часто повторяемые работы; планировать потребность в трудовых ресурсах; создавать оборотный и возимые запасы; планировать потребность в гаражном оборудовании; эффективно управлять системой профилактики АТС. С использованием карты надежности представляется возможным характеризовать качество изготовления изделий в сфере производства АТС и качество работоспособности системы профилактики в сфере эксплуатации.

Количественные характеристики, входящие в карту надежности являются необходимой нормативной базой и характеризуют уровень престижности и конкурентоспособности функционирования сложных систем.

Произведя расчеты вариационных рядов с помощью программы на ЭВМ: “Модель статистического оценивания характеристик надежности и эффективности”, где расчет выполняется быстро и с построением графиков. Расположив графики вероятностей безотказной работы вокруг рисунка элементов подвески автобуса МАЗ - 103, мы получим наглядно карту безотказности (надежности) см. рис 15.

Рис 15 – Карта безотказности автобуса МАЗ-103

2.1. Создание нормативно-технологической карты безотказности

Для расчета формирования РТВ используются данные, приведенные в таблице 7. Это трудоемкости по замене элементов, лимитирующих работу электрооборудования, их средний ресурс и индексные стоимости работ по их замене.

Таблица 7 – Нормативно-технологическая карта