Основы инженерного творчества: Программа курса, задания и методические указания к выполнению контрольных работ

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Красноярский государственный технический университет

Автотранспортный факультет

Анопченко В.Г.

ОСНОВЫ  ИНЖЕНЕРНОГО  ТВОРЧЕСТВА

Программа курса, задания и методические указания

к выполнению контрольной работы

для студентов заочного отделения АТФ

специальностей 150200, 230100

Красноярск

2005

УДК 629. 113(076)

Основы инженерного творчества: Программа курса, задания и методические указания к выполнению контрольных  работ для студентов заочного отделения АТФ специальностей 150100 и 230100 «Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования»  /Сост. В.Г. Анопченко. Красноярск: КГТУ, 2005. .... с.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

©  Красноярский государственный

технический университет, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Литература

2

Цель и задачи дисциплины

3

  1. Программа курса Основы инженерного творчества

4

2. Контрольная работа

4

2.1. Методические указания по выполнению контрольной работы

5

2.2. Варианты заданий на контрольную работу

5

Приложение: методика проведения патентно- информационных исследований

7

Основная и дополнительная литература

Основная:

1.  Джонс Д.К. Методы проектирования: пер.с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

2.  Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: учебн. Пособие для студентов втузов. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.

3.  Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1981. – 225 с.

Дополнительная:

4.  Дерзкие формулы творчества / Сост. А.Б.Селюцкий. –Петрозаводск: Карелия, 1987. – 269 с.

5.  Чяпяле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. – Л.: Машиностроение, 1990. – 96 с.

6.  Алгоритм решения изобретательских задач: методические указания. /Сост. В.Г.Анопченко. – Красноярск: КрПИ, 1987. – 31 с.

7.  Анопченко В.Г. Нетрадиционные колесовидные движители транспортных средств:Учеб.пособие. –Красноярск: КГТУ, 1994. –224 с.

Цель  и  задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины является изучение методов поиска, постановки и решения инженерных (преимущественно изобретательских) задач в области транспортного машиностроения, ремонта и обслуживания транспортных средств.

Задачи изучения дисциплины

·  Студенту следует знать основные методы проектирования технических объектов и поиска новых технических решений.

·  Студент должен уметь: выявлять и формулировать инженерную задачу; выбирать и использовать методы решения инженерных задач.

·  Студент должен иметь понятие об особенностях и закономерностях строения и развития технических систем

Межпредметная  связь

Дисциплины

Разделы

1.  Элементарная математика

2.  Физика

3.  Конструкция автомобиля и трактора

Все

Все

Все

1. Программа дисциплины Основы инженерного творчества

Разделы дисциплины

1

О проектировании технических объектов

2

Выявление и постановка инженерной задачи

3

.Методы решения инженерных задач

4

Основы патентных исследований

Введение

Задачи и содержание курса. Роль российских изобретателей, инженеров и ученых в создании и развитии наземных, водных, воздушных транспортных средств (ТС). Современные проблемы и задачи  создания ТС различного назначения и разработки технологий в области транспортного машиностроения. Основные понятия в теории решения изобретательских задач

1. О проектировании технических объектов

Основные этапы развития технических объектов (систем). О конкуренции производителей технических объектов, характерные примеры затрат производителей на разработку новых объектов.

Понятие проектирования и обзор основных методов и стратегий проектирования технических объектов.

Модели проектировщика с точки зрения творчества и логики.

2. Выявление и постановка инженерной задачи

Понятие, уровни, функции, элементы технической системы (ТС). Схемы ТС: элементная, функциональная, функционально – элементная.

Формирование массива исходных данных: первичных (чертеж или изделие, техническое описание, отзывы специалистов); производных (конструктивная, элементная, функциональная схемы; описание главной функции).

Анализ ТС: составление и анализ матрицы функций; составление и анализ списка недостатков; выявление проблемной ситуации.

Формулировка инженерной задачи.

3. Методы решения инженерных задач

3.1. Методы мозговой атаки (МА)

История возникновения методов МА, области их применения, эффективность. Метод прямой МА (формулировка задачи, формирование творческой группы, правила сеанса, запись и оформление результатов). Метод обратной МА. Композиционное использование методов МА. Метод теневой МА. Учебные задачи и примеры решения.

3.2. Метод эвристических (творческих) приемов (ЭП)

Понятие и ранжирование ЭП Сущность метода ЭП и рекомендации по его использованию. Фонды ЭП. Характеристика основных групп межотраслевого фонда ЭП. Учебные задачи и примеры решения.

3.3. Метод синектики (С)

Историческая справка, цель, сущность, эффективность метода. Алгоритм реализации метода синектики, характеристика используемых аналогий. Учебные задачи и примеры решения.

3.4. Метод фокальных объектов (ФО)

Историческая справка, цель, сущность, эффективность метода. Учебные задачи и примеры решения. Модификация ФО: метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Учебные задачи и примеры решения.

3.5. Метод морфологического анализа и синтеза

Историческая справка, цель, сущность, эффективность метода. Составление морфологических таблиц (матриц), выявление работоспособных комбинаций альтернатив. Сокращение множества возможных комбинаций и выбор эффективных технических решений. Учебные задачи и примеры решения.

3.6. Алгоритм решения изобретательских задач

Историческая справка, цель, сущность, эффективность метода. Формулировка и анализ задачи, составление ее модели. Основные виды конфликтов в моделях задач. Устранение физического противоречия и оценка полученного результата. АРИЗ как основная часть теории решения изобретательских задач. Учебные задачи и примеры решения.

4. Основы патентных исследований

     Патентный закон Российской федерации. Понятие автора изобретения, патентообладателя. Право на использование изобретения. Лицензионный договор, виды лицензий. Основы методики проведения патентно- информационных исследований.

2. Контрольная работа

2.1. Методические указания по выполнению контрольной работы  

Тематика контрольной работы охватывает основные темы программы курса. В частности, следует выполнить задания №1, №2 и №3, при этом первое задание направлено на изложение теоретических основ инженерного творчества, второе задание предполагает изложение сущности методов инженерного творчества, а третье задание

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0