Анализ эксплуатационных свойств автомобиля ВАЗ 2105, страница 6

3.2  Расчет и анализ тяговой и динамической характеристик, графика ускорений

Тяговую и динамическую характеристики, т.e. зависимости силы тяги и динамического фактора от скорости, рассчитывают используя данные внешней характеристики ДВС (табл.1.2), а также конструктивные исходные и эксплуатационные параметры подвижного состава и дороги. В частности, для каждого значения частоты вращения колен вала ДВС nei и соответствующего значения Mei последовательно определяют:

(Ниже представлен расчет на 1-ой передаче при ne=1120 об/мин и Me=103 Нм)

3.2.1 скорость подвижного состава,

Va=                                           (3.2)

Va=

где     rк - статический радиус колеса, м;

ne- частота вращения колен вала ДВС, об/мин;

uтр- передаточное число трансмиссии;

3.2.2 силу тяги ведущих колес, Н

                                                        Pт=                                                                       (3.3)

Pт=

где     rк - статический радиус колеса, м;

Мe- крутящий момент ДВС, Нм;

uтр- передаточное число трансмиссии;

hтр-КПД трансмиссии;

3.2.3 силу сопротивления воздуха

Pв=                                                                (3.4)

Pв=

где     Cx- коэффициент аэродинамического сопротивления

r- плотность воздуха (1,29 кг/м при 0оС);

F- лобовая площадь АТС, м2;

Va- скорость подвижного состава, м/с;

3.2.4 коэффициент сопротивления качению

                                                    f=                                                 (3.4)

f=5                     где     fo-заданный коэффициент сопротивления качению;

Va- скорость подвижного состава, м/с;

3.2.5 коэффициент сопротивления дороги на подъемах с заданным уклоном  i

                                               y=f+i                                              (3.5)

y=0,03+0,08=0,11

где     f-коэффициент сопротивления качению;

i-продольный уклон дороги;

3.2.6 силу сопротивления движению АТС на горизонтальном участке дороги, Н

                                                 Pc=Pв+ma                                   (3.6)

Pc=

где     f- коэффициент сопротивления качению;

Рв- сила сопротивления воздуха, Н;

g =9,8 – ускорение свободного падения, м/с2;

               ma - фактическая масса груженого АТС, кг;

3.2.7 силу сопротивления движению АТС на подъеме с заданным уклоном i, Н

                                     Pспв+ma                                        (3.7)

Pсп=           где     y- коэффициент сопротивления дороги на подъемах с заданным уклоном i;

Рв- сила сопротивления воздуха, Н;

g =9,8 – ускорение свободного падения, м/с2;

               ma - фактическая масса груженого АТС, кг;

3.2.8 динамический фактор

                                              D=                                     (3.8)

D=

где     Рт- сила тяги ведущих колес, Н;

Рв- сила сопротивления воздуха, Н;

g =9,8 – ускорение свободного падения, м/с2;

               ma - фактическая масса груженого АТС, кг;

3.2.9 ускорение АТС

     Рассчитывают лишь для тех передач и скоростей движения, которые реализуют условие (Рт³ Рс) на горизонтальных участках дороги, м/с

                                                             j=                                         (3.9)

                   j=

где     D- динамический фактор;

f- коэффициент сопротивления качению;

g =9,8 – ускорение свободного падения, м/с2;

               d-коэффициент учета вращающихся масс;

Эти же параметры аналогично рассчитываем  на всем диапазоне частот вращения колен вала ДВС на всех передачах КПП переднего хода АТС. Результаты расчетов представлены в таблицы 3.2             

Тяговая характеристика (ТХ) АТС представлена графиком (рисунок 3.1) используя полученные значения Vа, Рт, Рс, Рсп на всех передачах переднего хода.

Для оценки влияния сцепных свойств ведущих колес на тяговые свойства АТС рассчитываем динамический фактор по сцеплению для трёх уровней скорости автомобиля (Va min; Va сред; Va max):

3.2.10 динамический фактор по сцеплению для Va min;