Расчет механической коробки передач автомобиля ВАЗ-2105

Страницы работы

Содержание работы

Расчет механической коробки передач автомобиля ВАЗ-2105

1.Исходные данные

Дано:Memax=92Нм, ß=31º, Ks=400МПа(для ведомой шестерни промежуточного вала).

Передаточные числа коробки передач:

i1=3.67, i2=2.10, i3=1.36, i4=1.00, i5=0.82, iзх=3,53, i0=4,1.

Межцентровое расстояние , мм: 

C=a*( Memax )1/3=15* ( 92)1/315*4.51=68

Минимальное число зубьев шестерни первичного вала:

Z1min=17

Ширина шестерни, мм :

b=0.2*C=0.2*68=14.

Коэффициент формы зуба:

y=0.172-1.15/Z+4.5/Z2=0.172-1.15/17+4.5/172=0.119.

Модуль для ведомой шестерни промежуточного вала , мм:

mn=[(2* Memax* cosß)/( Kõ*p*y*Z1min*b)]½= [(2*92*0.86*103*106)/(400*3.14*0.119*17*14*106)]½=[4.45] ½=2.0

Число зубьев Z2 ведомой шестерни промежуточного вала:

Z2=(2*C*cosß)/mн- Z1min=(2*68*0.86)/2-17=41.48≈41.

Передаточное число между первичным и промежуточным валами:

i1=i1/ik=41/17=2.41.

2.Определение передаточных чисел между

промежуточными и вторичными валами.

1 передача: i1=3,67.                                                           

i1=i1/ik=3,67/2,41=1,52.

Так как 1 передача выполняется прямозубыми шестернями, т.е. ß=0, то cosß=1 и определяем число зубьев Z1п ведущей шестерни промежуточного вала на 1 передаче:

Z1п=(2*С)/[(1+ i1)* mн]=(2*68)/[(1+1.52)*2]=26.9≈27.

Число зубьев Zвторичного вала на 1 передаче:

Z=(2*С* i1)/[(1+ i1)* mн]=(2*68*1,52)/ [(1+1.52)*2]=41,02≈41.

Проверка межцентрового расстояния, мм:

С= (mн* Z1п)/2+(mн* Z)/2=(2*27)/2+(2*41)/2=68.

Уточненное передаточное число:

i1=41/27=1,52.

Действительное передаточное число на 1 передаче:

i1=ik* i1=2,41*1,52=3,66.

2 передача: i2=2,10.

i2=i2/ik=2,10/2,41=0,87.

Z2п=(2*С* cosß)/[(1+ i2)* mн]=(2*68*0,86)/[1,87*2]=31,27≈31.

Z=(2*С* i2* cosß)/[(1+ i2)* mн]=(2*68*0,87*0,86)/[1,87*2]=27,2≈27.

С= (mн* Z2п)/(2* cosß )+(mн* Z)/(2* cosß)=(2*31)/(2*0,86)+(2*27)/(2*0,86)=68.

i2=27/31=0,87.

i2=ik* i2=2,41*0,87=2,0967.

3 передача: i3=1,36.

i3=i3/ik=1,36/2,41=0,56.

Z3п=(2*С* cosß)/[(1+ i3)* mн]=(2*68*0,86)/[1,56*2]=37,48≈37.

Z= Z3п* i3=38*0,56=21,28≈21.

С= (mн* Z3п)/(2* cosß )+(mн* Z)/(2* cosß)=(2*37)/(2*0,86)+(2*21)/(2*0,86)=68.

i3=21/37=0,56.

i3=ik* i3=2,41*0,56=1,3496.

4 передача: i4=1,00.

i4=i4/ik=1,00/2,41=0,41.

Z4п=(2*С* cosß)/[(1+ i4)* mн]=(2*68*0,86)/[1,41*2]=41,5≈41.

Z=(2*С* i4* cosß)/[(1+ i4)* mн]=(2*68*0,41*0,86)/[1,41*2]=17.

С= (mн* Z4п)/(2* cosß )+(mн* Z)/(2* cosß)=(2*41)/(2*0,86)+(2*17)/(2*0,86)=68.

i4=17/41=0,41.

i4=ik* i4=2,41*0,41=0,98≈1,00.

5 передача(прямая): i5=0,82.

Полученные передаточные числа:

i1= 3,66; i2=2,1; i3= 1,35; i4=1,00; i5=0,82.

Необходимый ряд передаточных чисел сохраняется:

i1/ i2> i2/ i3> i3/ i4> i4/ i5= 3,66/ 2,1> 2,1/1,35> 1,35/1,00>1,00/ 0,82=>1,74> 1,56> 1,35>1,22;

 


3.Расчет контактных напряжений в зацеплении.

Для прямозубого зацепления (первая передача) расчет ведем по уравнению:

sk=0.418*[{P*E/b*cosa}*(1/r1+1/r2)]½.

Исходные данные: i1=3,67;b=14мм=0,014м; a=22º30´;E=2*105МПа;С=68мм=0,068м.

Окружное усилие на начальной окружности для вторичного вала,Н:

P=Meрасч* i1/r=46*3.67/0.041=4106

Расчетный крутящий момент,Нм:

Meрасч=0,5*Memax=0,5*92=46

Радиусы начальных окружностей зубчатых колес найдем из следующего соотношения:

С=r1п+ r= r1п+ r1п* i1´,

Где r1п и r – радиусы начальных окружностей зубчатых колес на первой передаче соответственно промежуточного и вторичного валов; i1´- передаточное число пары зацепления.

Отсюда:

r1п=С/(1+ i1´)=68/(1+1,52)=27мм=0,027м

r=С- r1п=68-27=41мм=0,041м

или

r= r1п* i1´=0,027*1,52=0,041м

Радиусы кривизны в полюсе зацепления, м :

r1= r1*sina=27* sin22º30´=10.2мм=0,0102м

r2= r2*sina=41* sin22º30´=15,6мм=0,0156м

Окончательно для первой передачи имеем , МПа:

sk=0.418*[{4106*2*1011/0,014*0,9252}*(1/0,0102+1/0,0156)]½=831.

Расчет показал ,что контактные напряжения в зубьях шестерен первой передачи находятся в допустимых пределах для обоих видов упрочнения поверхности зубьев.

Для косозубого зацепления расчет производим на примере пары постоянного зацепления первичного и промежуточного валов. Расчет ведем по следующей формуле:

sk=0.418*[{P*E/b*cosa}*(1/r1´+1/r2´)]½.

Исходные данные: b=14мм=0,014м; a=22º30´;ß=31;С=68мм=0,068м.

Расчетный момент,Нм:

Meрасч=0,5*Memax=0,5*92=46

Радиусы начальных окружностей, м:

r1=С/(1+ iк´)=68/(1+2,41)=20мм=0,020м

r2= r1* iк´=20*2,41=48мм=0,048м

Радиусы кривизны  поверхности зубьев в полюсе зацепления, м :

r1´= r1*sina/cos2ß=20* sin22º30´/ cos231º=20*0.3795/(0.8572)2=10мм=0,010м

r2´= r2*sina/cos2ß =48* sin22º30´/ cos231º=48*0.3795/(0.8572)2=25мм=0,025м

Окружное усилие на шестерне первичного вала, Н:

P=Meрасч /r1=46/0.020=2300

Окончательно для зацепления имеем , МПа:

sk=0.418*[{2300*2*1011/0,014*0,9252}*(1/0,010+1/0,025)]½=932.

Расчет показал ,что контактные напряжения в зубьях шестерен постоянного зацепления находятся в допустимых пределах только для цементированных зубьев.

Аналогично расчет контактных напряжений в полюсе зацепления производится для всех передач КП.

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский Федеральный Университет

Кафедра: «Автомобили и Двигатели»

          по дисциплине «Конструкция ,расчет и потребительские

свойства автомобиля»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Расчет механической коробки передач

 автомобиля ВАЗ-2105

.

Выполнил: ст. гр. АТ 64-1

Мутовина А.И.

Проверил: Муромцев А. С.

Красноярск 2007

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
60 Kb
Скачали:
0