Расчет сцепления. Расчет шлицев ступицы ведомого диска, страница 2

Jе – момент инерции вращающихся масс двигателя, Н·м·с2;

Jа – момент инерции поступательно движущейся массы автомобиля, приведённый к первичному валу коробки передач, Н·м·с2.

                                                                  (8)

где Gа – полный вес автомобиля, Н;

g – ускорение свободного падения, м/с2;

rк – радиус колеса автомобиля, м;

iо – передаточное число главной передачи;

iк – передаточное число коробки передач.

Реальная работа буксования:

                   (9)

где ωе – расчётная угловая скорость коленчатого вала. В зависимости от типа двигателя:

Карбюраторный двигатель –

Дизельный двигатель – ;

Где  и  – числа оборотов коленчатого вала двигателя соответственно при максимальном крутящем моменте и максимальной мощности.

Кс – темп включения сцепления:

Кс = Мс'/t                                                      (10)

где Мс' – момент трения сцепления возрастающий в процессе его включения, Н·м;

t – время, с.

Легковые автомобили – Кс = 100-250 Н·м/с;

Грузовые автомобили – Кс = 200-750 Н·м/с;

       – момент сопротивления дороги при трогании автомобиля с места, приведённый к первичному валу коробки передач.

 рассчитывается по формуле:

,                                          (11)

где ψ – коэффициент суммарного сопротивления дороги. Для расчётов принимают ψ = 0,1.

Расчёты работы буксования проводят для:

Легковых автомобилей и полностью гружёных автопоездов на первой передаче;

Полностью гружёных одиночных грузовых автомобилей и автомобилей высокой проходимости на второй передаче.

1.3.6  удельная работа буксования.

(устно) Абсолютное значение работы буксования не позволяет судить о нагруженности сцепления. Поэтому введено понятие удельной работы буксования, то есть работы буксования отнесённой к суммарной поверхности трения накладок всех ведомых дисков.

,                                                (12)

где FΣ – суммарная поверхность трения всех накладок, см².

Lуд при трогании автомобиля с места не должна превышать следующих значений:

Тип автомобиля

Н·м/см²

Одиночные автомобили

100

Автопоезда

150


1.3.7  Нагрев рабочих поверхностей.

Буксование сцепления вызывает нагрев его деталей. Проверку на нагрев обычно проводят для металлических деталей. В однодисковом сцеплении такой деталью является нажимной диск, в двухдисковом – ведущий диск.

Повышение температуры детали в градусах за одно включение определяют по формуле:

tд = α·L/427·Сд·Gд,                                                          (13)

где α – коэффициент, учитывающий, какая доля работы трения воспринимается рассчитываемой деталью;

α = iд/i,                                                                             (14)

где iд – число поверхностей трения детали, нагрев которой определяют (нажимной диск – iд = 1; для ведущего (двухдисковое сцепление) – iд = 2).

Сд·– теплоёмкость материала детали (для стали и чугуна можно брать 0,0115 ккал/Н·оС);

Gд – вес рассчитываемой детали, Н.

Gд = π·(D22 – D12)·h·γ/4,                                                           (15)

где D1 и D2 соответственно внутренний и наружный диаметры диска;

h – толщина диска, см;

γ – удельный вес материала диска (для чугуна γ = 0,078 Н/см3).

Допустимое повышение температуры деталей:

Одиночный автомобиль – 10 оС;

Автопоезд – 20 оС.

При больших значениях нагрева необходимо увеличивать вес детали (увеличение в основном за счёт толщины диска).

1.4  Лёгкость управления.

Лёгкость управления обеспечивается за счёт правильного выбора передаточного числа привода сцепления.

Максимальное усилие и ход педали сцепления:

Тип автомобиля

Рmax, кгс

SПmax, мм

Легковой автомобиль

15

150

Грузовой автомобиль

20

180

Работа выключения сцепления:

А = Р·Sп,                                                                (16)

Работа не должна превышать:

Легковые – 23 Н·м; грузовые и автобусы – 30 Н·м.

(в случае превышения необходима установка усилителя).

Усилие на педали сцепления:

Р = 1,2·РΣ/iп·ηп,                                                     (17)

где ηп – к.п.д. привода сцепления.(механический привод - ηп = 0,8-0,85; гидравлический привод - ηп = 0,95-0,98);

Механический привод:

iп·- передаточное число привода.