Упрощённая методика расчёта дисковых и барабанно-колодочных тормозов: Методические указания, страница 5

Из (3.2) и (3.3) получаем соответственно

,

.

Величины разжимных сил /2, 3/

,                                        (3.4)

,                                        (3.5)

где  – коэффициенты пропорциональности соответственно для колёс передней и задней осей, зависящие от типа тормозного механизма и его параметров.

Независимо от места установки тормозного механизма (переднее или заднее колесо) коэффициенты  можно вычислить по следующим формулам /2/. Для тормозного механизма с активной и пассивной колодками (рисунок 4)

.                                 (3.6)

Для тормозного механизма с двумя активными колодками (рисунок 5)

.                                 (3.7)

Здесь:  – коэффициент трения между рабочими поверхностями тормозного барабана и фрикционными накладками колодок;  – радиус рабочей поверхности тормозного барабана, м;  – расстояние от оси колеса до линии действия разжимных сил на колодки (или до оси колёсных цилиндров), м; с – расстояние от оси колеса до линии, соединяющей оси опор передней и задней колодок, м; е – разность между радиусом  тормозного барабана и половиной расстояния между опорами передней и задней колодок (см. рисунок 4), м.

Из (3.4) и (3.5) величины разжимных сил /2, 3/

;

Рисунок 4 – Тормозной механизм с активной и пассивной колодками и

плавающим разжимным устройством

Рисунок 5 – Тормозной механизм с двумя активными колодками и

плавающими разжимными устройствами

.

 рассчитаны соответственно по уравнениям (3.6) и (3.7).

Удельное давление в гидросистеме, которое необходимо создать для получения нормативных параметров торможения автомобиля /2, 3/ соответственно для передних и задних колёс

,                                             (3.8)

,                                             (3.9)

где  – диаметры колёсных цилиндров соответственно передних и задних тормозных механизмов, см.

Из (3.8) и (3.9) получаем

                                   ,

.

Принимаем:               .

Усилие на поршне главного гидроцилиндра /2, 3/

.                                             (3.10)

Здесь:  – максимальное усилие на педали тормоза, Н; для грузовых автомобилей , для легковых – ;  – передаточное число педали тормоза;  – КПД тормозного гидропривода, ; D – диаметр главного тормозного гидроцилиндра, см;  – удельное давление в гидросистеме, получаемое при усилии на педали .

Передаточное число педали

,                                             (3.11)

где  – соответственно большее и меньшее плечи педали. Для легковых автомобилей можно принять , для грузовых – .

Из (2.10) получаем

.                                             (3.12)

Из (3.12) имеем

.

Для того, чтобы получить нормативные показатели торможения, необходимо в гидросистеме создать давление не менее 443 Н/см2 (3.8), а при усилии на педали тормоза  давление не будет превышать . Таким образом, коэффициент усиления (увеличения давления) должен составлять

.                                   (3.13)

При заданных параметрах тормозного управления (тормозной системы) получить нормативные показатели торможения возможно двумя путями:

а) за счёт применения в тормозном гидроприводе усилителя с коэффициентом усиления около ;

б) за счёт уменьшения диаметра главного гидроцилиндра D.

Приравнивая друг к другу удельные давления (3.8) и (3.12) , определим новый, уменьшенный диаметр

, откуда

.                                   (2.14)

Из (2.14) получаем

.

Предпочтительнее .

В случае уменьшения  увеличится свободный ход педали в отношении .

Если не применять в гидроприводе усилитель или не уменьшать диаметр D главного гидроцилиндра, то, чтобы обеспечить необходимое удельное давление в системе, надо увеличить усилие на педаль тормоза сверх допустимого.

Определим усилие на педали тормоза, необходимое для создания удельного давления в гидросистеме равного  из уравнения (3.10)

.

Определим тоже самое при новом диаметре  главного гидроцилиндра

.

Усилие на педаль незначительно превышает допустимое.

Таблица 2

Параметры гидропривода тормозных систем некоторых отечественных автомобилей