Вербальная коммуникация. Язык как основа вербального общения. Теории развития речи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ 2.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

3 часа

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Актуальность темы. Вербальная коммуникация имеет огромное значение в человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве специальностей. Особенно это касается профессий, в которых межличностное общение составляет одну из основ профессиональной деятельности: в медицине, в управлении, в социальной работе. Правильное владение вербальной коммуникацией составляет основу коммуникативной компетентности в сфере деятельности «человек-человек». Вербальная коммуникация является главной составляющей труда таких специалистов, как юристы, психологи, педагоги, бизнесмены, рекламисты и т.п. Наконец, владение вербальной коммуникацией на достаточно высоком уровне – признак общечеловеческой культуры, а также важнейший ресурс для саморазвития личности.

Цели изучения данной темы:

Номер цели

Содержание цели

Обучающийся будет иметь представление:

1.

О сущности коммуникативной стороны общения.

2.

О роли вербальной формы передачи информации в коммуникативном процессе.

Обучающийся будет знать:

3.

Особенности языка как средства вербального общения.

4.

Типы приема и передачи информации  в вербальной коммуникации.

5.

Виды речевой деятельности.

   6.

Основные барьеры коммуникации.

Обучающийся будет понимать:

6.

Особенности языковых стилей и их уместность в разных ситуациях вербального общения.

Обучающийся будет уметь:

7.

Производить самооценку эффективности вербальной коммуникации.

1. Характеристика вербальных средств общения

У большинства животных (млекопитающих, птиц, рыб и даже пчел и муравьев) существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Однако эти сигналы лишь запускают врожденные поведенческие реакции. Они связаны с конкретной ситуацией, на которую животные из сообщества реагируют более или менее «механически». Такого рода сигналы есть и у человека; например, крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.

Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. С помощью речи можно рассказывать не только о текущих событиях, но и о событиях прошлых или будущих, даже если с собственным опытом говорящего они никак не связаны. И более того, мы можем передавать информацию о событиях, которые никогда не происходили, и об объектах, которых никогда не существовало в материальном мире – этими объектами и событиями наполнен мир идей, а не вещей.

Есть главное отличие, которое ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения: особенность, которая проявляется у ребенка уже в очень раннем возрасте. Это способность понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал, и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.[1]

Вербальные средства общения (от лат. verbalis – словесный) это, прежде всего человеческая речь, как устная, так и письменная. В более широком смысле, термин «вербальный» означает все формы знакового материала, а также процессы оперирования с этим материалом. Вербальный материал может быть как осмысленным (существительные, прилагательные, глаголы, числительные), так и бессмысленным (отдельные слоги, лишенные смысла слова).

В ходе профессиональной деятельности, связанной с общением

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
205 Kb
Скачали:
0