Слух и восприятие звуковых сигналов, страница 4


Наряду с маскировкой рассматривают противоположное ей явле­ние — демаскировку стимулов. В простейшем случае она наступает при устранении маскера, например при отключении источника помехи. Гораздо сложнее рассматривать демаскировку как психический процесс, который выражается в сканировании, либо расширении поля восприя­тия. Сканированием поля восприятия называется перевод внимания с одних раздражителей на другие. Расширения поля восприятия дости­гают двумя путями: либо введением дополнительных стимулов, напри­мер переключением электропроигрывателя из режима " моно" в режим "стерео", либо целенаправленной тренировкой субъекта, например раз­витием у него музыкального слуха.

Звуковой образ как отражение в сознании слушателя акустического сигнала определенного источника звука — нечетко очерченное понятие, содержание которого необходимо уточнять применительно к предмету и конкретным техническим задачам. Каждый звуковой образ содержит информацию о направлении на источник звука и его удаленности (в совокупности — о местонахождении источника), о громкости звука, вы­соте тона, если таковая поддается определению (бывают нетональные звуки), и тембре звука.

Громкость является отображением интенсивности акустического колебания, т.е. зависит от амплитуды звукового давления или от зву­ковой мощности.

Высота тона определяется в два этапа. Желая получить непре­рывную шкалу высоты тона, принимают, что между высотой тона и частотой синусоидального акустического сигнала существует взаимно однозначное соответствие: каждому значению частоты в герцах соот­ветствует единственное значение высоты тона по той или иной шкале (психоакустических шкал высоты тона несколько) и каждому значению высоты тона соответствует единственное значение частоты. Для любо­го другого сигнала подбирают на слух синусоидальный сигнал, экви­валентный ему по высоте тона, измеряют его частоту и обращаются к сенсорной характеристике в координатах частота — высота тона. Сиг­налы, которым можно приписать определенное значение высоты тона, называются тональными. Простейший тональный сигнал — синусои­дальное колебание. Несинусоидальные тональные сигналы не обязаны быть периодическими функциями; бывают также хаотические или им­пульсные тональные сигналы. В спектре тонального сигнала может не быть составляющей с частотой, эквивалентной (по высоте тона) сину­соидальному сигналу.

Тембр— нечетко очерченное понятие, которое включает в себя все признаки звукового образа, кроме громкости, длительности и высоты тона. Этим объясняется то, что специалисты разных профессий — му­зыканты, звукорежиссеры, инженеры-звукотехники, вкладывают в это понятие разный смысл и описывают его в разных терминах.    Каче­ство звуковой аппаратуры и каналов звукового вещания определяется

33