Проект создания защитных лесных насаждений для АОЗТ «Россия» Локнянского района Псковской области, страница 7

Степень снегозаносимости и средства снегозащиты. На железнодорожных магистралях снегозаносимыми являются выемки глубиной до 8,5 м (в районах с сильной снегозаносимостью — выемки любой глубины); нулевые места; насыпи высотой до 0,7 м в равнинных условиях и до 1 м на косогорах и сильно заносимых участках; станционные территории. Другие участки путей считаются неснегозаносимыми. В многолесных районах железнодорожные пути на всем протяжении относятся к неснегозаносимым. В безлесных местностях степень снегозаносимости характеризуется объемом снега, приносимого в максимально снежную и метелевую зиму на 1 м погонной длины данного участка пути.

В соответствии с действующей классификацией участки железных дорог по степени снегозаносимости подразделяют на 4 группы: слабоснегозаносимые — с количеством приносимого снега до 100 м3/м пог. дл., среднезаносимые— 101 — 250, сильноснегозаносимые — 251 — 400, особо сильноснегозаносимые — 401 и более м3/м пог. дл. По принадлежности участков к одной из групп устанавливают очередность проведения на них работ по снегозадержанию. Наиболее подвержены заносу снегом пути, расположенные в выемках глубиной до 8,5 м, здесь работы проводятся в первую очередь. Во вторую очередь снегозадержание осуществляется на участках железных дорог с нулевыми местами, в третью — вдоль насыпей. Степень снегозаносимости участка определяет ширину и конструкцию лесных полос.

Борьба со снежными заносами на транспортных путях ведется в полосе отвода, прилегающей к дороге. Для снегозадержания применяют защитные насаждения разных конструкций и механические защиты— щиты и постоянные заборы. Щиты размером 2X2 м изготавливают из дощечек шириной 85  мм с просветами, последние занимают 43% общей площади щита. В результате ослабления скорости ветра в щитовой защите откладывается снег. При заносе щитов снегом до 2/3 высоты их переставляют на вершину сугроба. Без перестановки щиты задерживают около 30 м /м пог. дл. снега. В отдельные годы на сильноснегозаносимых участках производится до 10 — 12 перестановок щитов, что представляет немалую трудность. Кроме того, щиты задерживают всего 65 — 70% переносимого снега, они имеют небольшой срок службы (8 — 10 лет), ежегодно до 25% щитов нуждаются в ремонте. Перечисленные недостатки значительно ограничивают возможность использования щитовых защит. Щиты применяются обычно на участках дорог, где трудно вырастить лесные насаждения.                                                                                          

На пристанционных участках, как правило, устраивают постоянные заборы, сплошные или решетчатые, высотой до 6 — 7 м. Один метр погонной длины забора удерживает до 700 м3 снега. Для устройств таких заборов требуется большое количество пиломатериалов, они дорого стоят и применяются в исключительных случаях.

Наиболее эффективна живая снегозащита. Снегозадерживающие насаждения могут быть однополосными, двухполосными, трехполосными и многополосными. Однополосные защиты подразделяются на узкие и широкие. Многополосные защиты также могут состоять из узких и более широких лесных полос.

Ширина снегозадерживающих лесных полос для всех районов устанавливается в зависимости от степени снегозаносимости отдельных участков железных дорог по формуле, которая использовалась также при расчетах ширины полос старой системы:

B=S/H, где В — ширина земельного отвода для создания снегозадерживающих полос, м; S — площадь поперечного сечения снегоприноса, м2; Н — расчетная высота отложения снега внутри насаждения, м (3 метра).

Q=S* Q=N*T*sinα, где N — удельный снегопринос, Т - по заданию равное в первом случае 100 часов, а во втором 80 часов; угол α равен в первом случае 40° и во втором 42°, направление ветра СВ и СЗ :

Qсз =2,80*100*0,745= 208,60 м2;

Qсв =1,516*80*0,669=81,14 м2;

S= 289,74 м2;

В=289,74/3 ≈ 97 м.