Теоретическое обоснование режимов раздельной обкатки автотракторных дизелей, страница 4

,),                                                                                                                                                                                                                                                                                        (7)

где д — расход масла через наиболее узкое сечение главной масляной магистрали; dminдиаметр масляной магистрали в наиболее узком сечении; рпкдавление открытия перепускного клапана (давление в системе смазки в режиме пуска).

Время /3 задержки поступления масла к парам трения определяется по формуле

h = Унп/Я,(8)

где VHnобъем напорной части системы смазки.

При пуске двигателя вязкость моторного масла снижается из-за повышения его температуры вследствие протекающих в двигателе процессов тепловыделения, в результате д непрерывно возрастает. Количество теплоты Qu, отводимое на нагрев масла в процессе пуска, определяется выражением где Q, = t[clcuD{>+ 2m)«™ (Яи - ДЯн)]/(аЯн) и Q2 [3], вычисляемое по первому уравнению формулы (2), — количество теплоты, выделившейся в результате соответственно сгорания топлива и трения подвижных соединений; Ь — коэффициент, характеризующий долю теплоты, расходуемой на нагрев масла (в первом приближении находится как отношение массы масла в системе смазки к массе всего двигателя без учета навесных узлов); 1 — время; с — коэффициент пропорциональности; k, D— число и диаметр цилиндров; т показатель степени; п^ — частота вращения коленчатого вала на холостом ходу; Яи — низшая теплота сгорания топлива; ДЯН — потери теплоты вследствие химической неполноты сгорания; а — коэффициент избытка воздуха.

Приращение температуры Д Т двигателя за вре-Расчет параметров процесса заполнения системы смазки двигателя ведется через интервалы времени Atс последующим суммированием. Для вычисления пусковых износов сделано допущение, что во время задержки поступления масла при пуске двигателя рабочие поверхности подшипников разделены граничными смазочными слоями.

Общий износ И% опор скольжения определяется суммированием пусковых Ип и эксплуатационных Иу износов (рис. 4). Последние зависят от среднеэксплуатационных параметра Рж и передаточного числа трансмиссии, а также от среднесуточного пробега. Минимальный экстремум на графике суммарного суточного износа соответствует оптимальной вязкости.

Возможность автономного запуска двигателя с помощью электрического стартера при минимальной сезонной температуре определяется по методике, разработанной на основании зависимостей, представленных в работах [2] и др. Для этого минимальную частоту вращения вала, необходимую для запуска двигателя при заданной температуре, сравнивают с частотой вращения, которая может быть достигнута при его прокрутке стартером. Первую рассматривают как функцию от температуры окружающей среды, а вторую — от вязкости масла при той же температуре.

Для улучшения пусковых свойств двигателя возможны корректировка вязкостно-температурных свойств моторного масла (применение масла с более высоким индексом вязкости) и повторное вычисление суточных износов. Определение суммарного суточного износа в соответствии с приведенной методикой для реальных условий эксплуатации позволяет прогнозировать ресурс подшипников коленчатого вала при использовании моторного масла с заданными свойствами.

Результаты эксплуатационных испытаний разработанной методики показывают, что ее внедрение приводит к повышению на 10—25 % долговечности коренных подшипников коленчатого вала. Относительные затраты на капитальный ремонт двигателя снижаются на 10—20 %.

Список литературы

1.                Автомобильные двигатели / Под ред. М. С. Ховаха. — М.: Машиностроение, 1977.

2.                  Григорьев М. А., Бундаков Б. М., Донецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей. — М.: Изд-во стандартов, 1981.

3.               Двигатели внутреннего сгорания / В. И. Луканин и др. — М.: Высшая школа, 1995.

4.                  Коровчинский М. В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. — М.: Машгиз, 1959.

5.                  Крагельский Н. Б. Трение и износ. — М.: Машиностроение, 1968.

6.                 Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов / Э. Д. Б р а у н и др. Под ред. А. В. Ч и ч и -надзе. — М.: Центр "Наука и техника", 1995.

7 Чихос X. Системный анализ в триботехнике (пер. с англ.) — М.: Мир, 1982.

8. Якунин Н. Н. Переходный смазочный процесс в подшипниках скольжения // Трение и износ. — 1999, т. 20, 5.