Основные требования к проведению природоохранного мониторинга лицензионных участков добычи углеводородного сырья и других минеральных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа, страница 5

Koнтpoль зa выnoлнeниeм  paбoт пo иccлeдoвaнию иcxoднoго состояния природной окружающей среды тeppитopии лицeнзиoнныx yчacткoв мecтopoждeний нeфти, raзa и пpoчиx минepaльныx pecypcoв ocyщecтвляют соответствующие службы ГУПР пo XMAO, Департамента пo нeфти, raзy и минepaльным pecypcaм XMAO и Управления охраны окружающей среды ХМАО.

Конечным результатом исследований исходной загрязненности территорий лицензионных участков месторождений является информационный отчет, содержащий следующие разделы:

1. Пояснительная записка (на бумажном и магнитном носителях), где приводится полное (обоснованное фактическими данными, результатами дешифрирования) описание текущей экологической ситуации, характеристика распределения всех загрязняющих веществ по территории и их привязка к источникам загрязнения; в пояснительной записке в том числе должны быть отражены:

– природно-географические условия территории (географическое положение, климатические особенности, гидрография, геоморфология, рельефообразующие отложения, почвы, растительный покров, животный мир, ландшафты);

– характеристика техногенной нагрузки на окружающую среду территории;

– концентрации, ассоциации и формы нахождения загрязняющих веществ в окружающей природной среде, а также пути поступления и способы миграции загрязняющих веществ;

–  площадная оценка техногенных геохимических аномалий;

–  характеристика изменения состояния окружающей природной среды с начала эксплуатации месторождения нефти, газа и подземных вод.

2. Цифровая карта основных экологически потенциально-опасных техногенных объектов и выявленных техногенных геохимических аномалий (в форматах ArcInfo или MapInfo).

3. Полученный при обследовании территории фактический материал (в том числе результаты лабораторных исследований концентраций загрязняющих веществ), а также данные осуществлявшегося на территории месторождения ведомственного аналитического контроля за весь период его проведения (в табличном варианте в программных средах Word, Excel, Access) с обязательным указанием для всех точек наблюдения и пунктов отбора проб координат географических, или плановых в проекции Гаусса-Крюгера 1942 года.

4. Карта фактического материала (в форматах ArcInfo или MapInfo) на топографической основе масштаба не менее 1:50 000 с указанием местоположения всех точек наблюдения, пунктов отбора проб для лабораторных исследований и пр.

Также должны быть проанализированы и приведены в отчетных материалах результаты ведомственного аналитического контроля, осуществлявшегося на территории месторождения за весь период его проведения.

Предоставляемые недропользователями материалы экологических обследований территорий лицензионных участков предварительно согласовываются в Управлении охраны окружающей среды ХМАО, проходят экспертную оценку и утверждаются в ГУПР  по ХМАО и передаются в ГУП ХМАО «Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей природной среды и кадастров природных ресурсов» и ГУП ХМАО «Научно-аналитический центр рационального недропользования».

5.3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ПРИРОДООХРАННОГО МОНИТОРИНГА ТЕРРИТОРИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫХ

УЧАСТКОВ

Природоохранный мониторинг территорий лицензионных участков должен представлять собой комплекс взаимосвязанных, синхронизированных во времени и территориально совмещенных работ по отслеживанию состояния окружающей среды, в том числе фактов загрязнения и миграции загрязняющих веществ.

Проектирование системы локального мониторинга лицензионного участка должно осуществляться на основании данных предварительного изучения уровня исходного загрязнения. В результате проектирования должны быть определены оптимальные (необходимые и достаточные):

– количество и местоположение пунктов контроля природных сред;

– перечень определяемых показателей качества природных сред;