«Деяния» Аммиана Марцеллина как источник по истории поздней Римской империи

Страницы работы

56 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство образования РФ

Псковский государственный

педагогический институт имени С.М.Кирова

Кафедра всеобщей истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Деяния» Аммиана Марцеллина

как источник по истории

поздней Римской империи

Пикалев Павел Аркадьевич

студент V курса

исторического факультета

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры всеобщей истории

Дмитриев В.А.

Псков

-  2003 -

Оглавление

Введение

Глава I. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.

Глава II. Аммиан о нравственности в Римской империи.

Глава III. «Деяния» Аммиана как источник сведений о народах древнего мира.

Глава IV. Аммиан Марцеллин как военный историк.

Заключение.

Приложения.

Источники и литература.


Введение.

Аммиан Марцеллин – один из крупнейших писателей поздней античности. Он занимает виднейшее место среди историков Древнего Рима. Им написан большой труд по истории Римского государства, состоящий из 31-й книги. Первые 13 книг, где содержалось писание римской истории, начиная от времени правления Нервы, до нас не дошли. 14-я книга повествует уже о событиях  IV века н.э. начиная с 353 года. В последней, 31-й, книге изложение событий доведено до 378 года, т.е до битвы под Адрианаполем. Мы видим, что периоду в 257 лет (96-353 годы) автор посвятил 13 книг своего труда, а периоду в 25 лет (353-378 годы) – остальные 18 книг. Такая неравномерность расположения материала объясняется, видимо, тем, что, начиная с 353 года, Аммиан описывает события, участником или, по крайней мере, современником он был сам; при этом его труд, по сути дела, приближается к мемуарам. Правда, существует и другая точка зрения. Представляется вполне возможным, что изложение периода 96-353 годов находится в каком-либо другом, не дошедшем до нас, труде Аммиана, продолжением которого является известная нам “История”. Так ли это, мы узнаем в ближайшее время, если вообще когда-либо узнаем.

Какова же судьба исторического произведения этого, без сомнения, одного из самых выдающихся историков Рима IV века? При жизни он испытал радость признания его труда в кругах образованного языческого общества Рима. Как свидетельствует его друг Либаний, уже в 391 году Аммиан читал первые книги своего сочинения в Риме.1 Успех книги Аммиана в кружке внешней языческой аристократии Рима объясняется тем, что общая идейно-политическая направленность исторического труда импонировала этой части римской сенаторской знати. Воспевание Рима и древнеримских добродетелей, идеализация деятельности языческого императора Юлиана, критика христианских государей, - всё это импонировало последним представителям старых римских аристократических рядов. Однако после смерти автора судьба его сочинения оказалась достаточно печальной. В средние века Римский патриотизм, а особенно восхваление императора Юлиана Отступника сделали труд недоступным читателю, привели к его забвению. Интерес к Аммиану возродился лишь в эпоху Ренессанса. В середине XV века гуманист Поджо Браччолини обнаружил рукопись «Деяний»,  уже в XVI произведение многократно переиздавалось. Но всё-таки, он постоянно оставался в тени своих предшестаенников – Тита Ливия, Тацита, Полибия. В это время исследователи более всего ценят чистоту речи и изысканность стиля и, естественно, Аммиан не мог привлечь их внимания. Он казался довольно бледным, тяжеловесным и его язык – грубым. Долгое время считали, что он всего лишь дурно подражает лучшим античным образцам. Изучение Аммиана затруднялось ввиду плохой рукописной традиции его сочинения. Поныне важнейшим манускриптом остаётся найденная Поджо Браччолини Фульдская рукопись. Все остальные рукописи, за исключением Херсфельдской, представляют собой лишь списки с Фульдской и потому не имеют значения для восстановления текста. Предположения, что так называемая рукопись Е (Vatic.Lat.2969) содержит независимую  от Фульдской рукописи традицию, оказались необоснованным: эта рукопись была переписана в Риме в 1445 году, целиком следует за Фульдской, а расхождения объясняются правкой переводчика2.

Вопрос о Херсфельской рукописи Аммиана более сложен. О её существовании знал уже Поджо Браччолини, но получить этот манускрипт ему не удалось. В 1533 году Сигизмунд Гелений, ученый, близкий к Эразму Роттердамскому, издал в Базеле текст Аммиана, опираясь частично на предыдущее издание, основанное на Фульдской рукописи, частично – на Херсфельдский манускрипт. Затем рукопись снова исчезла, и лишь в 1875 году были открыты 6 её листов – так называемые Марбургские фрагменты. Судя по этим фрагментам, Херсфельдская рукопись была переписана в IX веке. Существуют разные мнения по поводу её происхождения. Так, Кларк считал, что она восходит к общему с Фульдской архетипу, а Робинсон считал, что она, наоборот, послужила источником для Фульдской рукописи3.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
183 Kb
Скачали:
0