Ремонт судовых электрических сетей. Ремонт электрических машин, страница 5

При отсутствии провода нужных марки и площади сечения его можно заменить другим, такого же класса изоляции. Вместо одного провода можно поставить 2 равных заменяемому по суммарной площади сечения, но при этом ухудшается коэффициент заполнения паза, и катушки труднее уложить в паз.

Обмотку из мягких катушек укладывают в пазы статора согласно схеме ( при этом удобно пользоваться торцовой схемой ). У однослойных обмоток обе стороны катушки сразу укладывают в пазы. У двухслойных только 1 сторону укладывают в нижнюю часть паза, а вторая находится в расточке статора до тех пор, пока не будут уложены все конечные стороны на расстоянии, соответствующем шагу, затем опускают в пазы верхние стороны ( начальные ).

Характер ремонта ротора зависит от его типа. На судах применяют асинхронные двигатели с обмотками роторов в виде «беличьей клетки», залитой алюминием или изготовленной из медных стержней, сваренных с кольцами, а также обмотками фазы.

Небольшие трещины в «беличьей клетке» можно запаять, разделав трещину в виде ласточкина хвоста. Перед пайкой края трещины очищают и нагревают паяльной лампой до tº от 400 до 450ºC, а затем, прикасаясь палочкой припоя ( олово – 63 %, цинк – 33 %, алюминий – 4 % ), наплавляют её.

У роторов со сварной клеткой чаще всего обрываются стержни в пазах, на выходе из них в месте соединения с кольцом. Такие роторы применяют в основном для двигателей.

При обрыве стержней в пазах их отпаивают от колец и извлекают из паза. Снятый стержень заменяют новым из того же материала и той же площади сечения или сваривают, обрабатывают и снова ставят на место. В местах соединения с кольцом стержни сваривают или приваривают твёрдым припоем.

Ремонт обмоток фазовых роторов аналогичен ремонту обмоток статоров и якорей машин пост. тока, а роторов синхронных машин – ремонту обмоток возбуждения машин постоянного тока.

                       Ремонт пуско-регулирующей, защитной и коммуникационной аппаратуры.       

                            Ремонт механических частей аппаратов.

Механическими частями аппаратов считаются подвижные части, не относящиеся к токопроводящим элементам, – валы, оси, цапфы, втулки, пружинные устройства, рычаги и сердечники. Все подвижные механические части должны перемещаться без заеданий и перекосов и точно фиксироваться в рабочих положениях. Отклонения и неточная работа механизма считаются неисправностью. Ремонт в таких случаях сводится к устранению перекосов и заеданий, к восстановлению износившейся поверхности путём наплавки и последующей проточки и обработки до нормальных размеров. При значительных износах поверхностей, не поддающихся восстановлению, износившуюся деталь заменяют. Необходимо заменить и ту деталь, которая оказалась сломанной. После замены и восстановления деталей ремонтируемый аппарат необходимо проверить визуально, а затем произвести рабочее испытание. При испытании надо тщательно наблюдать за работой механических частей аппаратов и все замеченные отклонения от нормальной работы устранить.

Иногда целесообразно заменить весь аппарат в схеме, особенно малогабаритный, ремонт которого экономически не оправдан.

Особую группу неисправностей эл. аппаратов составляют нарушения их регулировки вследствие ослабления регулирующих пружин, самоотвинчивания регулировочных винтов и гаек, выпадения или поломки шплинтов и т.д. Такие неисправности устраняют восстановлением всех регулировок с последующим испытанием аппаратов на стенде. Трущиеся детали восстановленного аппарата должны быть смазаны консталином, техническим вазелином, смазкой ЦИАТИМ или ЛИТОЛ-24.

При текущем ремонте аппаратов частичную разборку, очистку, деталей от смазки и загрязнений, смену изношенных контактов, устранение мелких дефектов в работе механических частей аппарата, окраску и другие работы без снятия аппарата с рабочего места производят силами судовых команд.

Повреждённые металлические детали аппаратов – контактные шпильки, оси валики, упоры, ролики, пружины и т.д. ремонтировать нецелесообразно; их заменяют новыми. Негодные детали при разборке аппаратов не выбрасывают, а использовать в качестве образцов. Детали изготавливают из латуни и стали, а пружины аппаратов – из высококачественной стали без закалки. Готовые детали покрывают защитным слоем и лудят горячим способом. Пружины, имеющие коррозию, но обеспечивающие требуемое нажатие, очищают от коррозии и окрашивают, лопнувшие пружины заменяют новыми.