Ремонт судовых электрических сетей. Ремонт электрических машин, страница 4

Чаще всего обрыв проводов происходит в местах выхода их из катушек. В этом случае место выхода осторожно разделывают, т.е. с него снимают изоляцию, конец провода в месте обрыва зачищают и припаивают новый вывод. Затем место выхода тщательно изолируют путём приклеивания изоляции и восстановления наружной изоляции катушки. Если замыкание на корпус произошло в одной точке, то это место также изолируют и восстанавливают каркас сердечника.

Катушки могут быть каркасными или бескаркасными.

Для каркасных катушек сначала изготавливают каркас из материала, соответствующего классу изоляции ( электрокартон, миканит, стеклотекстолит и т.п. ). Детали каркаса склеивают лаками и сушат. Затем внутрь каркаса вставляют деревянный сердечник с центральным отверстием. Через отверстие пропускают болт, которым каркас крепят к планшайбе станка или укрепляют на вращающейся части приспособления с ручным приводом. К начальному концу проводника припаивают выводной конец катушки.

Чаще полюсные катушки изготавливают бескаркасными, наматывают на деревянную оправку и делают разъёмными для более лёгкого их снятия. В каждой щеке и оправки делают 4 выреза, в которые перед намоткой вкладывают х/б ленты для связывания витков катушки, чтобы избежать их распускания при снятии с оправки.

Катушки последовательной обмотки и дополнительных полюсов у машин малой мощности изготавливают так же.

Ремонт катушек из шинной меди чаще всего заключается в замене межвитковой изоляции. Для этого катушку растягивают в виде пружины и счищают с неё старую изоляцию. Затем заготавливают прокладки из асбестовой бумаги, картона или миканита. Прокладки с двух сторон покрывают глифталевым или бакелитовым лаком и накладывают между витками. После этого катушку стягивают киперной лентой и прессуют на металлической оправке.

После проверки на отсутствие замыканий катушки изолируют микалентой или тафтяной лентой с последующей пропиткой.  

В случае повреждения меди шину заплавляют с помощью газовой горелки электролитической медью марки М1. Иногда шинные обмотки наматывают непосредственно на изолированный сердечник полюса.

                      Ремонт обмоток статора и ротора.

В зависимости от хар-ра неисправности и состояния обмотки статора производят его частичный ремонт или полную перемотку.

Частичный ремонт производят, если повреждения носят местный характер: повреждение изоляции изоляции на лобовой части одной или нескольких катушек, обрыв проводника при выводе из катушки, распайка межкатушечных соединений в лобовой части, выход из строя одной или двух катушек. У двигателей малой мощности, где применяются провода с небольшой площадью сечения, частично заменить катушки почти не удаётся, особенно у двухслойных, т.к. при подъёме из паза целая сторона катушки обычно разрушается. Если повреждена изоляция на лобовой части обмотки, то это место осторожно разделывают, промазывают клеящим лаком и изолируют х/б или другой лентой, оборванный проводник зачищают и припаивают, а затем изолируют. Распаянные межкатушечные соединения восстанавливают. Негодные катушки заменяют новыми.

При полной перемотке обмотки статора необходимо записать шаги по пазам, число проводников ( витков ) в катушке, число катушек, площадь сечения провода с изоляцией и без неё, тип обмотки, а также изоляцию пазов и лобовой части обмотки и снять размеры катушки. Для облегчения выемки обмотки изоляцию выжигают, для чего статор помещаЮт в печь и при tº 400ºC выдерживают до полного выгорания изоляции.

Разборка обмоток статоров, особенно с полузакрытыми и полуоткрытыми пазами, затруднительна, т.к. катушки прочно склеиваются со стенками паза.

Изоляцию пазов статора обычно выполняют трёхслойной ( картон, лакоткань, картон ) или однослойной с применением плёнкокартона или изофлекса.

Катушки из провода круглого и прямоугольного сечения также наматывают на универсальные шаблоны, как и у машин постоянного тока.

Так как в обмотках статоров машин переменного тока соседние катушки соединяют последовательно, для того, чтобы уменьшить число паяных соединений, катушки наматывают на одном шаблоне целыми группами без разреза провода.