Анализ инвестиционной привлекательности Украины на государственном уровне, страница 5

Население Украины может стать одним из главных инвесторов национальной экономики. По данным Госкомстата Украины, на начало 2007 г. вклады населения в коммерческих банках Украины составили 10,245 млрд. грн. [12]. Но в печати постоянно даются сведения о том, что граждане имеют на руках значительно большие сбережения — до десятков миллиардов гривень. В связи с этим необходимо разработать механизм, который бы позволил с пользой для каждой из сторон привлечь эти капиталы в отечественную экономику. Прежде всего, для этого нужна государственная поддержка, которая бы гарантировала надежность механизма привлечения денежных средств населения в инвестиционные программы. Главными предпосылками инвестиционной активизации в этом направлении должны стать стабильность на финансовом рынке, стабильное законодательство и урегулирование рынка страховых услуг. Привлечь денежные средства населения в инвестиционный процесс невозможно без страхования экономических рисков. В Украине действует закон «О страховании», но он нуждается в дальнейшей законодательной корректировке.

Важным фактором повышения инвестиционной активности является формирование информационной открытости и привлекательного имиджа регионов и страны в целом. На пути создания положительного имиджа Украины еще много нестыковок и недоразумений. Постоянно меняется украинское законодательство, не хватает опыта в области развития рыночной инфраструктуры, недостаточно высоки культура бизнеса и исполнительская дисциплина, а в 2001 г. по уровню коррумпированности в органах власти международная организация Transparency International отнесла Украину к наиболее коррумпированным странам мира. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности — это наиболее слабое звено в действующем механизме регулирования этого процесса. В то же время в мире происходит всплеск информатизации бизнеса. Средства информации широко используются для освоения мировых достижений и презентации собственных преимуществ. Быстрое распространение локальных и глобальных сетей создает принципиально новое качество информационного облика. Следовательно, в Украине необходимо активизировать создание информационных сетей для информационной поддержки отечественного бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности. Сегодня Украина, к сожалению, не представлена в достаточной степени в международных информационных сетях (отсутствуют серверы регионов, крупных предприятий), что не дает возможности поддерживать их имидж за рубежом. Также нужно издавать информационные бюллетени и рекламные проспекты, организовывать выставки инвестиционных проектов. Серьезно способствовать системному и квалифицированному информированию инвесторов может Национальное рейтинговое агентство, которое намерена создать Украина.

Таким образом, активизация процессов инвестирования должна предусматривать разработку и реализацию комплекса мероприятий как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования. При этом актуальным является планирование и регулирование инвестиционной деятельности, в частности не отработаны такие направления, как регулирование финансового аспекта инвестирования, формирование ресурсов и источников инвестирования, полноценное функционирование фондового рынка. При обсуждении подобных проблем приоритетными должны быть интересы инвестора с учетом стратегических экономических интересов государства.


Заключение

Для улучшения инвестиционной привлекательности Украины и стимулирования притока иностранного капитала необходимо предоставить иностранным инвесторам правовые гарантии, в частности, страхование их от возможных инвестиционных рисков, что еще не распространено в Украине. Необходимо быстрее принять новый Налоговый кодекс, находящийся в Верховной Раде Украины на рассмотрении, т.к. неопределенность налогового законодательства не позволяет потенциальным инвесторам точно определить масштабы своих будущих налоговых обязательств и спланировать прибыль. Устаревшие информационно-коммуникационные системы или вообще их отсутствие, недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры определяет то, что предприятия с иностранными инвестициями в основном создаются в крупных городах и промышленных центрах, что порождает проблему их территориальной оптимизации.