Анализ инвестиционной привлекательности Украины на государственном уровне, страница 3

•  для Соединенного Королевства: оптовая торговля и посредничество в торговле – 196,2 млн.дол. (17,0%), операции с недвижимостью, сдача под найм и услуги юридическим лицам – 128,5 млн.дол. (11,1%), финансовая деятельность – 104,9 млн.дол. (9,1%), транспорт и связь – 99,5 млн.дол. (8,6%), строительство – 98,1 млн.дол. (8,5%), машиностроение – 82,7 млн.дол. (7,2%), пищевая промышленность и переделывание сельскохозяйственных продуктов – 67,9 млн.дол. (5,9%);

•  для Нидерландов: пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов – 305,5 млн.дол. (42,3%), оптовая торговля и посредничество в торговле – 98,1 млн.дол. (13,6%) [12].


1.3 Диагностика инвестиционной привлекательности Украины

Сегодня в Украине уровень ПИИ на душу населения значительно ниже, чем в других странах, в частности Польше, Чехии, Венгрии. США, например, инвестировали в экономику Польши в 10 раз больше, чем в экономику Украины [3]. Причины неудовлетворительного потока ПИИ в отечественную экономику можно объединить в две группы. На макроуровне это общее кризисное состояние экономики, низкий международный рейтинг страны, несовершенное законодательство, непредусмотренные изменения в налогообложении, политическая нестабильность. На микроуровне — это характер взаимодействия между отечественными и иностранными партнерами, отсутствие норм и стандартов, громоздкая бюрократическая процедура решения почти всех вопросов.

Наиболее распространенной формой ПИИ считают совместные предприятия (СП). Пример украинско-российского инвестиционного сотрудничества показывает, что свыше 75% всех российских инвестиций в Украину осуществлено именно в этой форме [11]. С целью активизации взаимного сотрудничества в Украине создан Российско-Украинский инвестиционно-коммерческий центр. Инвестиционное сотрудничество в форме СП имеет значительные преимущества: украинским предприятием привлекаются финансовые и материальные ресурсы, которые непосредственно не требуют оплаты; иностранный инвестор использует опыт и хозяйственные связи украинского партнера внутри страны; объединяются интересы партнеров в развитии производства и освоении новых рынков сбыта.

Результаты научных исследований и оценки экспертов свидетельствуют, что ПИИ сегодня существенно не влияют на состояние украинской экономики и являются лишь небольшой частью тех средств, которые действительно требуются Украине для решения приоритетных задач. В мировом потоке ПИИ на украинскую экономику приходится около 1%. Незначительный поток ПИИ отчасти можно объяснить тем, что среди европейских постсоциалистических стран Украина воспринимается как страна с наибольшим риском. По оценке Европейского центра исследований предпринимательский риск инвестиций в Украину составил 80%. В то же время, международное рейтинговое агенство Moody's invectors service отмечает, что международные инвестиционные рынки заинтересованы в развитии отношений с Украиной, однако инвесторы хотят получить недвусмысленные сигналы о прозрачности и прогнозируемости, в первую очередь, финансовой системы государства, достоверные сведения об экономической ситуации [3].

Для улучшения инвестиционной привлекательности Украины и стимулирования притока иностранного капитала необходимо предоставить иностранным инвесторам правовые гарантии, в частности, страхование их от возможных инвестиционных рисков, что еще не распространено в Украине. Необходимо быстрее принять новый Налоговый кодекс, находящийся в Верховной Раде Украины на рассмотрении, т.к. неопределенность налогового законодательства не позволяет потенциальным инвесторам точно определить масштабы своих будущих налоговых обязательств и спланировать прибыль. Устаревшие информационно-коммуникационные системы или вообще их отсутствие, недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры определяет то, что предприятия с иностранными инвестициями в основном создаются в крупных городах и промышленных центрах, что порождает проблему их территориальной оптимизации.