Анализ инвестиционной привлекательности Украины на государственном уровне, страница 2

·  низкая дееспособность банковско-кредитной системы, ее фактическая неспособность аккумулировать достаточно высокий инвестиционный потенциал населения;

·  отсутствие развитой сети институциальных инвесторов (пенсионных фондов и страховых компаний);

·  направление инвестиционного потенциала приватизации преимущественно на цели бюджетного потребления;

·  низкий уровень капитализации предприятий и отсутствие экономических (налоговых) стимулов ее роста;

·  неразвитость фондового рынка и ипотечных отношений, лизинга и других институтов финансирования;

·  значительные объемы теневого бизнеса как основного источника нелегального накопления и вывоза капитала [3].

Эти факторы обусловили резкое снижение роли государства как инвестора и практическое отсутствие внутренних инвестиционных ресурсов.

Решение вышеперечисленных проблем, улучшение работы промышленного комплекса неразрывно связаны с активизацией инвестиционной деятельности в стране. Необходимо заметить, что в правовом поле принято ряд мер, направленных на улучшение инвестиционной деятельности. Так, в октябре 2001 г. правительство Украины приняло Программу развития инвестиционной деятельности на 2002—2010 гг., которая направлена на консолидацию ресурсов государственных и других источников финансирования стабильного экономического развития, инвестиционное обеспечение структурной перестройки экономики, увеличение объемов инвестиций и повышение их эффективности путем формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности.

Определенные надежды на положительные сдвиги в решении проблемы привлечения иностранных инвестиций появились после Указа Президента Украины «О дополнительных мерах по увеличению поступлений в экономику Украины» и распоряжения Кабинета Министров Украины от 22.02.2001 г. «О мерах по улучшению инвестиционной привлекательности», подготовленного для исполнения Указа [2].

Поскольку привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является одной из ключевых проблем в ходе реформирования украинской экономики, рассмотрим динамику ПИИ из стран ЕС, предоставленную Госкомстатом Украины.

Объем прямых инвестиций в экономику Украины из стран ЕС на 01.01.2006 составлял 11746,3 млн.дол. США, что составляет 71,7% общего объема инвестиций в Украину (на 01.01.2005 – 4946,3 млн.дол., 54,7%).

Рисунок 1.1 Объем ПИИ в Украину всего и из стран ЕС [12]

Главными странами-инвесторами, на которые приходится 88,2% общего объема инвестиций с ЕС, являются Германия – 5505,5 млн.дол. (46,9% общего объема инвестиций из стран ЕС), Кипр – 1562,0 млн.дол. (13,3%), Австрия – 1423,6 млн.дол. (12,1%), Соединенное Королевство – 1155,3 млн.дол. (9,8%), Нидерланды – 721,8 млн.дол. (6,1%) (см. Приложение А).

Наиболее инвестиционный привлекательными в Украине являются такие виды экономической деятельности:

•  для Германии: металлургия и обработка металла – 713,4 млн.дол. (13,0% общего объема инвестиций из страны), химическая и нефтехимическая промышленность – 145,7 млн.дол. (2,6%), пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов – 103,0 млн.дол. (1,9%), производство других неметаллических минеральных изделий – 75,3 млн.дол. (1,4%) [12];

•  для Кипра: оптовая торговля и посредничество в торговле – 332,0 млн.дол. (21,3%), операции с недвижимостью, сдача под найм и услуги юридическим лицам – 242,9 млн.дол. (15,6%), финансовая деятельность – 155,7 млн.дол. (10,0%);

• для Австрии: финансовая деятельность – 400,0 млн.дол. (28,1%), оптовая торговля и посредничество в торговле – 60,8 млн.дол. (4,3%);