Общая характеристика устройства и эксплуатации путей. Рельсы. Рельсовые скрепления и шпалы. Балластные материалы. Конструкции бесстыкового пути. Земляное полотно, страница 2

Для деревянных шпал в СНГ наиболее применяются костыльное скрепление, данное скрепление относится к нераздельному, состоит из подкладки и костылей. Прикрепление проходит через отверстия, рельс пришивается к шпале. Костыли используются размером 16х16х165 мм.

Недостатки: недостаточное качество прикрепления (условия) в зонах соприкосновения трущихся поверхностей.

В Европе аналогично костыльному скреплению используется шурупное скрепление. Вместо костылей используются шурупы. Диаметр 23,5 мм, высота 170 мм.

У нас шурупное скрепление используется на стрелочных переводах. С 60-80 годов проводились исследования по поведению раздельных и нераздельных скреплений. При деревянных шпалах конструкции «К» (клемные).

Конструкция «К». КБ – клемный болт служит для соединения подкладки с клеммой «К». Клемма «К» прижимает подошву рельса, усилие прижатия регулируется величиной затяжки клемного болта. Подкладка прикрепляется к шпале при помощи шурупов. Широкого применения не нашла.

В экспериментальном порядке использовали скрепления, где на место клемм ставилась пружина, из проволки или пластина из пружинной стали, аналогичное скрепление широко используется за рубежом.

Для прикрепления ж.б. шпал используется конструкция «КБ» (клемноболтовая). Конструкция аналогично «К» на место шурупа устанавливается закладной болт.

При конструкции «КБ» для увеличения службы элементов рекомендуется между подкладкой и шпалой резиновые прокладки толщиной 5-8 мм. Недостаток конструкции «К» и «КБ» необходимость периодической затяжки клемных и закладных болтов.

2

Стыковые скрепления служат для соединения рельсов в стыках, присоединение происходит в накладках. При рельсах Р50 используют 6-ти дырные накладки, Р65-Р75 4-х или 6-ти дырные накладки.

На ряду с обыкновенными используются и изолирующие стыки. Их конструкция предназначена для обеспечения изоляции в стыке.

Изолирующий стык использует объемлющие накладки, где между рельсами и накладкой укладывается изолятор. На болтах используются изолирующие втулки.

Кроме промежуточных и стыковых скреплений используется на участках автоблокировки или электрифицированных участках в стыках используются рельсовые соединители. К скреплениям также относятся приспособления для уменьшения продольного смещения пути (противоугоны), крепятся на подошве рельсов вплотную к шпале. Используются два типа противоугонов:

1.  молоточные

2.  пружинные

3

На территории СНГ широко используются как деревянные так и ж.б. шпалы. В Казахстане на сегодняшний день наблюдается тенденция перехода на ж.б. шпалы.

Деревянные шпалы используются следующих видов:

Лекция №4

Балластные материалы. Конструкции бесстыкового пути.

1.  Материалы балластного слоя и сроки их службы

2.  Бесстыквой путь

1

Балластный слой предназначен для восприятия давления шпал, упругой переработки давления и передач на основную площадку земляного полотна. К балластному материалу предъявляются следующие требования:

1.  обладать достаточной прочностью

2.  упруго перерабатывать нагрузку

3.  обладать достаточными диэлектрическими свойствами

4.  обладать достаточной морозостойкостью

5.  быть дренирующим материалом

Данными свойствами в определённой степени обладает щебёночный балласт, асбест, гравий, песок, ракушечник.

Щебень – изготавливается на щеб. заводах из природных камней, гранита, базальта, диорита и т.д.

Для балластного слоя используется щебень фракции 20-60 мм. Щебень является наилучшим балластом т.к. обладает всеми ранее перечисленными характеристиками.