Физиологические основы формирования двигательных навыков и развития физических качеств

Страницы работы

Фрагмент текста работы

последовательных актов в виде двигательного динамического стереотипа (И.П. Павлов, АЛ. Крестовников), который в спортивных движениях относится только к последовательности осуществления их отдельных фаз. То есть имеется внешняя стереотипность (стандартность) двигательного навыка. Временные отношения между фазами движений могут постоянно варьировать.

Внутренняя структура движения (состав сокращающихся мышц и количество активных двигательных единиц) может непрерывно меняться, следовательно, имеется внутренняя вариативность двигательного навыка. Создание двигательного динамического стереотипа обеспечивает высокую эффективность двигательного навыка (точность и быстрота выполнения движения, энергетическая экономичность).

В осуществлении новых двигательных актов важное значение имеет экстраполяция - способность центральной нервной системы к адекватному решению вновь возникающих двигательных задач на основании имеющегося опыта. Это обеспечивает так называемый перенос навыков и возможность "с места" (без предварительной подготовки ) осуществлять новые координированные двигательные действия. Увеличение запаса освоенных движений содействует значительному повышению возможностей человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи, близкие к ранее решенным.

Особенности системных механизмов управления движениями (теория функциональной системы П.К. Анохина).

В основе поведения лежит ряд процессов:

1 стадия Афферентный синтез: 4 компонента доминирующую мотивацию,обстановочную афферентацию, пусковую афферентацию и информацию извлекаемую из памяти (обработка всей информации). В спортивной деятельности усложнен большим потоком раздражителей.

2 стадия – Принятие решения – формирование конкретной конечной цели.

3 стадия - Формирование акцептора результата действия. Прогнозирование результата. Программирование усложнено из-за новизны движения и необходимости совершать его как можно быстрее.

4 стадия – Эфферентный синтез – формирование центральных механизмов, обеспечивающих результат.

5 стадия – получение полезного результата системы

6 стадия – обратной афферентации – оценка полученного результата с тем, который был запрограммирован. Возможно при медленном исполнении упражнения или в повторных попытках.

Использование информации, получаемой путём обратной связи, возможно при медленном выполнении движения, а в остальных случаях чаще всего только при повторных попытках. Для успешного выполнения движений необходимо программировать их с учётом состояния висцеральных систем организма и мышц, поэтому очень часто лучшие результаты достигаются при повторном выполнении движений.

Двигательная память играет большую роль в процессе формирования двигательного навыка. Её физиологической основой являются следы (энграммы), оставленные в центральной нервной системе нервными процессами, связанными с поступлением афферентных импульсов и с посылкой через эфферентные нервы импульсов к исполнительным органам

Похожие материалы

Информация о работе