Основы правоведения: Разъяснение понятий и формулировок, используемых в законодательстве, страница 3

Содержание и эффективность правового регулирование общественных отношений зависит от ряда объективных и субъективных факторов, таких как политика, экономика, мораль, правосознание культура. Познание соотношения права с этими факторами проясняет сложную картину жизни государства.

Право и политика. Политика - это деятельность государства, его высших органов власти по выработке и формулированию основных политических принципов организации и деятельности нашего общества. Именно политические принципы определяют содержание законодательства. Поэтому право, будучи явлением вторичным по отношению к государственной политике, само становится мерой политической. Вся правовая система и с точки зрения содержания, и с точки зрения структуры имеет политический характер жизнь даёт множество примеров тому, как изменение политики непосредственно влечёт за собой изменение законодательства. Значительная организация нормотворческой деятельности государства в настоящее время свидетельствует об использовании права для упрочения политического воздействия на общественные отношения в нашей стране. В правовой регламентации государственного механизма отчётливо прослеживается определённая политическая линия.

Право и экономика. Право можно рассматривать не только как совокупность юридических норм, но и кА юридическое выражение производственных отношений. Влияние государства на юридическую форму общественных отношений предопределяется, в  конечном счёте, характером экономических отношений, господствующих в обществе. Именно экономика объективно обусловливает правопорядок. «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридические и политические надстройки и которому соответствуют определённые формы общественного познания» (Маркс К., Энгельс Ф.Соч.Т.13.С 6,7).

Действующая правовая система может отставать от эволюции в экономических и производственных отношениях. В этом случая государство отказывается перед необходимостью правовым методом подгонять отдельные методы производственных отношений под объективно складывающие тенденции в развитии этих отношений. Возникает так называемое обратное воздействие права на экономику, что свидетельствует об относительной самостоятельности права по отношению к экономике и политике.

Право и нравственность. При решении вопросов о соотношении права и нравственности среди многих других возникает такой: могут ли правовые нормы противоречить моральным, иначе говоря, может ли закон быть аморальным?

Моральные нормы поведения в обществе вырабатываются веками и отличаются слабой восприимчивостью к различным новым веяниям в политике, культуре, моде. Будучи отражением внутреннего мировоззрения людей, они на протяжение многих поколений остаются неизменными. Вместе с тем отдельные положения новой морали легко проникают в сознание молодых людей, неотягощённых «старыми добрыми традициями» предков. Вот почему в ряде случаев появления норм права, по-новому регулирующих устоявшиеся отношения между людьми, могут противоречить господствующим представление о добре и зле, о нравственности и характере. В целом же общепринятой на эту проблему является точка зрения, считающая, что юридическая норма не может быть аморальной.

Право и нравственность - явления тождественные по существу, ибо идеалы у них одни и те же: стремление к общественному порядку, добру, взаимоотношению. Однако механизм воздействия права и нравственности на поведение людей различен. В одном случае действует общественное мнение (одобрение или неодобрение), в другом - принуждение. Именно отсутствие элементов принуждения делает нравственность мерой желательного поведения, а право - мерой требуемого под страхом принуждения. Государство через закон определяет способ (метод) обеспечения требуемого поведения. Поэтому не исключено, что-то, что вчера было простым требованием морали, сегодня может стать юридической обязанностью, и наоборот.