Личность и качества менеджера, страница 5

При использовании способов рассудочного влияния руководитель, как правило, использует следующие приемы:

-  внушение;

-  убеждение;

-  просьбы;

-  угрозы;

-  подкупы;

-  приказы.

Все эти способы не несут в себе отрицательного результата деятельности предприятия, но по сравнению с вышеперечисленными способами эмоционального влияния менее эффективны, так как стимулирование деятельности подчиненных происходит из вне и без постоянного поддержания такого рода стимулов, подчиненный не проявляет максимальной самоотдачи процессу производства. Особенно это касается последних трех способов рассудочного влияния, которые могут вызвать не только снижение эффективности деятельности подчиненного, но и вызвать у него отрицательные реакции.

Но уровень эффективности работы подчиненных зависит не только от того, какой способ влияния выбирает руководитель, но и от того каким авторитетом обладает руководитель у своих подчиненных. Авторитет, как указывалось выше, является основным фактором личного влияния руководителя.

Авторитет - это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться  личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус). Руководитель, пользующийся авторитетом, располагают к себе людей, положительно влияет на них. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность. При этом авторитет руководителя - не только его дело, но и высшего руководства, и руководителей одного уровня, и подчиненных, которые должны укреплять, оберегать и повышать его.

Авторитет менеджера не должен подавлять, сковывать инициативу подчиненных. Существует ряд искусственных приемов формирования авторитета, которые не приводят к успеху; в результате проводимых действий с использованием искусственных приемов появляется мнимый, или ложный авторитет (псевдоавторитет). А.С.Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния - руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он дистационируется от подчиненных и держится с ними официально;

авторитет доброты - “всегда быть добрым” - таково кредо данного руководителя. Доброта снижает требовательность.

авторитет педантизма - в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым, сковывая их творчество и инициативу.

авторитет чванства - руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти “заслуги” обеспечивают ему высокий авторитет.

авторитет подавления - руководитель прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность из-за страха наказания.

При этом также не следует забывать, что проблемы лидерства и власти - это на самом деле проблемы уровня авторитетности руководителя, чем выше авторитет руководителя - тем меньше предпосылок для возникновения лидера из среды коллектива.