Личность и качества менеджера

Страницы работы

Содержание работы

ЛИЧНОСТЬ И КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

Современные требования, предъявляемые руководителям любой руки достаточно высоки, поскольку современные методы управления, внедряемые на предприятиях любой формы собственности, требуют от менеджера большой степени самостоятельности в области принятия решений. Поэтому на сегодняшний день от руководителя требуется такое управление людьми и такое использование средств, которое позволит выполнить поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации , отличают действительно успешного, профессионального руководителя.

Развитие процесса управления в нашей стране подошел к тому уровню, когда происходит отделение управляющего от “производственника”. В наш процесс управления входит принцип: Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит.

В этой связи нам необходим особенный человек - управляющий, т.е. тот, кто конкретно  принимает решения и несет ответственность за их претворение в жизнь. Иными словами, человек, у которого находятся в подчинении другие. В дальнейшем будем называть этого человека менеджер.

Итак, когда в нашем подчинении находятся другие, мы ставим перед ними задачи, которые одновременно выдвигают требования и к нам (менеджерам): необходимо провести инструктаж, передать опыт, предоставить средства, получить необходимую информацию. Но в этом перечисленном ряду требований отсутствует главное: тот, кто управляет - должен видеть и ставить четкие цели. Таким образом, профессия менеджера особо отличается от других профессий. Основное профессиональное качество менеджера умение четко определять цели и возможности их достижения. Процесс руководства в данном случае принимает на себя больше административные функции, нежели технологические. Менеджер в большей степени должен быть администратором, чем технологом, хотя конечно знание процесса производства не умаляет, а даже, наоборот, увеличивает его профессиональные качества. Грамотный специалист в области управления может работать на предприятиях различных отраслей, поскольку принципы и методы управления на различных предприятиях практически одинаковы.

Менеджеры, как говорят эксперты, – это люди, которые принимают  и реализуют решения. Это действительно так, и здесь нет противоречия с предшествовавшим. Все вышеперечисленные функции управления предполагают принятие решений, важнейшее из которых - постановка цели. Для подготовки решений необходимы                   сбор и анализ информации. После того как решение принято, оно должно быть доведено до тех управляющих и сотрудников, с помощью которых оно будет проводится в жизнь. Это одна из азбучных истин теории менеджмента, которая, к сожалению, далеко не всегда подтверждается на практике.

Коллективное руководство - стиль управления, к которому, по крайней мере по внешним признакам, стремятся многие,- это, по существу, коллективное принятие решений. Менеджер, активно вовлекающий в процесс управления своих сотрудников - их знания, опыт и энтузиазм - в проработку вариантов решений, облегчает организацию выполнения окончательного решения. Тот, кто умеет привлечь своих сотрудников к участию в процессе принятия решений, с тем чтобы они в окончательном решении могли найти и свои цели, с избытком возвращает затраченные силы и время.

Таким образом происходит процесс “делегирования”. Хороший менеджер “делегирует” в отличие от “производственника”, который стремится все делать сам, потому что он - и это часто соответствует действительности - делает что-либо хорошо, когда делает все сам, даже если эта работа подрывает его здоровье, заставляет уходить домой с портфелем и т.д.

“Производственник” не умеет управлять, потому что он никому не дает возможности показать на что тот способен. Он присваивает успех и тем самым лишает других основного стимула.

Что же такое “делегирование”? Делегирование - это всегда постановка цели перед кем-то и одновременно предоставление ему средств ее достижения при ответственности за получение качественных результатов.  Цель же может указывать тот, кто знает эту цель и умеет ее формулировать.

Делегируемые управляющим функции входят в круг их компетенции: кто берет на себя выполнение каких-то задач и при этом обращается к помощи своих сотрудников  имея ясное представление  о путях и способах их решения, о том, какие цели ему предстоит достичь самостоятельно, а какие - совместно со своими коллегами. Только при этих условиях возможно делегирование задач сотрудникам.

Кто находится на высоте своих задач, как правило, в состоянии различить те частичные задачи, которые могут быть переданы другим.

Другое условие успешной организации процесса управления в условиях делегирования, – это когда делегирование осуществляется на длительной основе, сотрудник сам может определять и выполнять свою работу самостоятельно: он может сам распоряжаться своим временем и экономическими средствами, планировать, организовывать и выполнять свою работу.

Похожие материалы

Информация о работе