Функции управления и разделение труда в сфере управления

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

В условиях современной рыночной экономики менеджмент выступает в качестве основной формы управления предприятием (фирмой). Менеджмент возник и получил распространение в связи с развитием корпоративного предпринимательства и акционерных обществ. В данных структурах непосредственное управление движимым и недвижимым имуществом переходит от собственников к их полномочным представителям - менеджерам, выступающим в качестве наемных работников. Деятельность менеджеров регламентируется условиями контрактов, организующих всю деятельность фирмы и обеспечивающих эффективное, прибыльное использование предоставленных в их распоряжение средств. Личная заинтересованность и ответственность менеджеров за результаты управленческого труда определяется условиями контракта и подкрепляется распространением среди них определенной доли акций предприятия, долевым участием в прибыли и т.д.

Современное состояние теории и практики менеджмента характеризуется переходом от рационалистической к неформальной концепции управления. В рамках рационалистической концепции успех фирмы увязывается с факторами, действующими в ее границах (рациональная организация производства, снижение издержек за счет эффективного использования ресурсов). Цели считаются заданными и стабильными в течение длительного времени, основой стратегии фирмы является непрерывный рост, решающее значение во внутрифирменном управлении имеет четкое выполнение указаний руководства.

Неформальная концепция основана на системном и ситуационном подходах к управлению фирмой. Последняя рассматривается не только как технологическое звено общественного производства, а прежде всего как живой организм, который состоит из людей, объединенных совместными ценностями (деловых партнеров). Главная черта современной фирмы - постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, связанным с изменением запросов потребителей, внешнеэкономических связей, условий налогообложения и т.д. Именно с адекватного ответа на воздействие внешней среды (экономической, научно-технической, социально-политической) начинается успешная деятельность фирмы. Основа современного менеджмента - выявление новых проблем и выработка новых решений. Маневр в распределении ресурсов фирмы становится более важным, чем пунктуальность в их расходовании.

В управлении фирмой используется процессный подход, в соответствии с которым оно рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций. Эти общие функции отражают стадии управленческого цикла, которые определяют временную последовательность процесса управления.

Выделяются четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, основных направлений и средств их достижения.

2. Организация включает создание и совершенствование структуры фирмы, обеспечение рационального взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.

3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к эффективным действиям в соответствии с их обязанностями с учетом не только экономических, но и психологических аспектов.

4. Контроль означает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение необходимых коррективов в деятельность фирмы.

Названные выше четыре функции управления объединяются связующими процессами принятия решения (выбора руководителем альтернатив: как и что планировать, организовывать, мотивировать, контролировать) и коммуникации (обмена информацией).

Важнейшей управленческой функцией является планирование. Одним из элементов планирования деятельности фирмы выступает бизнес-план, включающий объективный анализ положения компании, возможностей и перспектив ее развития, а также обоснование необходимых инвестиций.

Состав и степень детализации бизнес-плана зависят от его назначения и размеров фирмы, а также сферы деятельности последней. К числу основных разделов бизнес-плана относятся:

а) вводная  часть, в которой излагаются основные положения предлагаемого проекта;

б) подробное описание предлагаемого продукта (услуги), а также характеристика фирмы, ее руководства и персонала;

в) анализ и оценка рынка сбыта, потенциальных потребителей и конкурентов;

г) план производства (для производственных предприятий), включающий полное описание технологического процесса, сведения о субподрядчиках, поставщиках и др.;

д) план маркетинга, в котором обосновывается схема продажи товаров, ценообразование, организация рекламы;

е) организационный план, определяющий правовой статус фирмы, ее организационную структуру, распределение обязанностей между руководителями и службами управления;

ж) оценка риска и страхование;

з) финансовый план, включающий сводный прогноз доходов и расходов, прогнозы остатков денежной наличности, активов и пассивов предприятия на конец года (балансовый план), график достижения безубыточности, а также план по источникам и использованию денежных средств.

Ключевым элементом организации деятельности фирмы является ее структура - функции, ответственность и устойчивые связи между различными управленческими, основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями предприятия.

Похожие материалы

Информация о работе