Информационное обеспечение процесса менеджмента. Понятие технологии управления

Страницы работы

19 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Глава 9. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОЦЕССА МЕНЕДЖМЕНТА. ПОНЯТИЕ

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Любая экономическая система состоит из двух частей: управляющей (субъекта управления), осуществляющей функции управления, и управляемой (объекта управления). Между этими частями существуют каналы связи, по которым происходит обмен информацией: от управляемой части поступают данные о фактическом состоянии объекта управления, а в противоположном направлении передается информация управления (т.е. поступают управляющие воздействия).

Информация о реальном состоянии управляемого объекта или среды может вызвать необходимость воздействия на объект, чтобы изменить данную ситуацию, обеспечить эффективное его функционирование.

Для успешного и надежного функционирования сложной системы управления необходима правильная организация управления, в основе которой лежит рациональная технология менеджмента.

В общем виде под технологией менеджмента понимается совокупность методов сбора и обработки  информации, выработки и принятия решений, а также система их реализации, регламентированные во времени и в пространстве.

При разработке технологии менеджмента необходимо ориентироваться на те цели и задачи, которые решаются управляемым объектом. При этом общие цели, стоящие перед объектом, расчленяются на более частные, определяющие направления работы отдельных производственных и управленческих звеньев, и структуризуются в так называемом дереве целей, в соответствии с которым устанавливается взаимосвязь и соподчиненность отдельных работ и подразделений.

Основной задачей технологии менеджмента является установление рациональной последовательности операций, обеспечивающей минимальную длительность управленческого цикла. В связи с этим, при разработке технологии менеджмента необходимо руководствоваться определенными принципами.

В качестве основных принципов разработки технологии менеджмента можно выделить следующие:

1.  Принцип специализации и кооперации, предполагающий разделение труда в сфере управления и обеспечения соответствующего согласования обособленных частей системы управления в пространстве и во времени.

2.  Принцип пропорциональности, который заключается в достижении оптимальных пропорций между отдельными подразделениями аппарата управления, с целью устранения в сфере управления так называемых узких мест.

3.  Принцип параллельности, означающий необходимость одновременности выполнения отдельных процессов и операций управленческого труда.

4.  Принцип адаптивности, определяющий, что технология менеджмента должна обеспечить устойчивость и гибкость организационной структуры системы и протекающих в ней процессов, т.е. их приспосабливаемость к изменяющимся целям системы, а также внешней и внутренней среды.

5.  Принцип ритмичности, означающий выполнение необходимого объема работ в равные промежутки времени и регулярную повторяемость большинства процессов управления.

6.  Принцип прямоточности - такая организация процессов управления, при которой обеспечивается кратчайший путь прохождения информации от мест ее возникновения до мест ее использования.

7.  Принцип преемственности предполагает общую методическую основу проведения работ в разных органах и различными специалистами, а также органическая взаимосвязь процессов, протекающих в разное время и направленных на один объект.

8.  Принцип непрерывности - уменьшение или устранение всякого рода перерывов в процессах управления.

Все принципы организации процессов управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При построении процессов управления необходимо комплексно учитывать требования, вытекающие из вышеуказанных принципов.

Успех процесса управления в значительной степени определяется наличием и правильностью использования информации.

Информация является основным понятием теории управления и обозначает совокупность сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях. Ценность информации определяется мерой неопределенности наших знаний об объекте, окружающем нас мире. Эта мера неопределенности связана с тем, что материальный мир находится в состоянии постоянного и бесконечного движения и развития. Цена информации определяется также стоимостью и потребительской стоимостью. Соотношение потребительской стоимости и стоимости дает возможность оценить ее эффективность. И чем выше это соотношение, тем более действенно управление экономическими системами.

Основными свойствами информации являются: отражение событий, явлений, процессов, происходящих в системах управления; возможность многократного использования; способность к концентрации в зависимости от уровней использования в управленческих структурах.

Обладая нужной информацией, можно правильно воспринимать и анализировать опыт прошлого, ориентироваться в возможных изменениях окружающей обстановки, намечать целесообразные варианты действий с учетом перспектив развития.

Основные трудности, возникающие при использовании информации, можно подразделить на четыре группы.

Во-первых, исходная статистическая информация зачастую бывает недостаточно достоверной. Однако даже при наличии достоверных данных о прошлом, они не всегда могут служить надежной базой для принятия решений, направленных на будущее.

Во-вторых, некоторая часть информации, необходимой для выбора наилучшего варианта решения, имеет качественный характер и не поддается количественным измерениям. Так, нельзя точно рассчитать степень влияния социальных и политических факторов на реализацию решения и т. п. Но, поскольку все эти факторы и явления оказывают существенное влияние на результаты решений, их нельзя не учитывать.

В-третьих, в практике управления часто возникают ситуации

Похожие материалы

Информация о работе