Роль диспетчерской службы в организации товародвижения в электроснабжении, страница 2

1) Обеспечение необходимой надёжности электроснабжения;

2) Обеспечение качества электроэнергии, соответствующего действующим нормам.    

Следовательно, главным критерием работы всей диспетчерской службы в целом и каждого его звена в частности, является организация товародвижения (перетоков электрической энергии и мощности) в Единой энергетической системе России (ЕЭС России), а так же управление её функционированием таким образом, чтобы достигнуть наилучших технико-экономических показателей параметров работы дан ной системы, при которых обеспечивается выполнение вышеперечисленных усло- вий. 

Теперь рассмотрим роль диспетчерской службы в организации товара движения в электроэнергетике на примере стран Европейского Союза(ЕС) и США, где име- ет место быть открытый рынок электроэнергии, в отличие от России, где он но- сит в силу исторических причин монопольный характер.

Прежде всего необходимо сказать, что открытие рыка привело к разделению вер- тикально-интегрированных компаний, наподобие РАО ЕЭС России, на субъекты:

1) Автономные генерирующие энергокомпании(ГЭК);

2) Сетевые энергокомпании;

3) Распределительные и передающие электроэнергию энергокомпани(РЭК).

Естественно, что каждый из субъектов в условиях открытого рынка стремится сам управлять своими электросетями(ЭС) с целью получения макси- мальной прибыли. Управление режимами при таком рынке требует децентрали- зации системы управления и постановку задач разным субъектам, участвующим в управлении режимом работы ЭС. Отсюда следует, что ГЭК будут самостоятельно управлять своими ЭС через свои собственные диспетчерские центры(ДЦ), чтобы выполнить контрактные обязательства по базовому режиму и по переменному гра- фику, а регулирование графика нагрузок осуществляется через крупных покупателей ЭЭ на оптовом рынке (брокеров, РЭК, крупных потребителей, покупающих электроэнергию на оптовом рынке), которые фактически и задают диспетчерский график для ДЦ ГЭК, то есть фактически управляют ими. Контроль за деятельность ДЦ осуществляет независимый системный оператор(НСО), который сосредотачи- вает свою деятельность на том, что следит за качеством работы ДЦ, а также прово- дит их аудитные проверки, соблюдаю при этом принцип нераспространения (кон- фендециальности) всей информации, полученной в ходе проведения аудита, так как ДЦ в условиях открытого рынка сосредотачивают в себе наравне с оперативными (организация перетоков мощности) и коммерческие функции(организация торговых сделок при организации системы ЭС  нового потребителя от данной ГЭК;  разреше- ние арбитражных споров между субъектами открытого рынка ЭЭ). 

Рыночные отношения налагают на ДЦ, как в любом виде бизнеса, обязательства: прибыль, потери, коммерческий риск, фиксация исполнения команды и так далее. Это приводит к необходимости введения нового понятия «общее качество управления (ОКУ)», отражающее   организационные, процедурные и технические аспекты управления, необходимость в которых возрастает под влиянием деловых партнеров энергетических компаний(ЭК), так они несут непосредственную ответственность за продукт(качество, выполнение сроков поставки, бесперебойность снабжения), кото- рый они поставляют потребителям. Вследствие этого ЭК сами заинтересованы в контроле за ОКУ на ДЦ посредством НСО, так как это повышает их эффективность и приводит к увеличению прибыли.

На основании всего выше сказанного можно рассматривать ДЦ в странах с от- крытым рыком ЭЭ как центр качества в торговле и обеспечении баланса между по- купками и продажами ЭЭ, что соответствует функциям, возложенным на  ЦДУ ЕЭС России, который также следит за качеством ЭЭ и обеспечивает баланс между её покупкой и продажей(выработкой и потреблением). Дополнительно к этим функ- цим ДЦ в странах ЕС и США занимаются также коммерческими вопросами( огра- ничение задолженности потребителями, расчет риска  при заключении новых сде- лок и соглашений), и осуществляют контроль качества обслуживания потребителей, заключивших контракты на поставку ЭЭ с той ГЭК, к которой относится данный ДЦ, что нехарактерно для диспетчерских управлений В Российской Федерации.