Определение цены и объема производства: чистая конкуренция

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Конкурентное равновесие для фирмы (а) и для отрасли (б) в краткосрочном периоде

Горизонтальная сумма кривых предложения 1000 фирм (ss) определяет кривую отраслевого предложения (SS). При данном отраслевом спросе (DD) равновесные цена и объем производства в краткосрочном периоде для отрасли составляют 111 дол. и 8000 единиц. Принимая цену равновесия как данную величину, типичная фирма определяет объем производства, максимизирующий прибыль, в 8 единиц и в этом случае получает экономическую прибыль, показанную белымпрямоугольником.


предельного дохода совпадает с кривой спроса. Эта цена — 111 дол. — превышает средние валовые издержки при равновесном объеме производства фирмы, когда MR(P) = МС, порождая ситуацию экономических прибылей, сходную с уже описанной на рисунке 25-3.

При условии, что никаких изменений в издержках или рыночном спросе не происходит, эти диаграммы показывают подлинную ситуацию равновесия в краткосрочном периоде. На рынке нет дефицитов или излишков, чтобы вызвать изменения цены или общего количества продуктов. Фирмы, составляющие отрасль, не могут увеличить свои прибыли путем изменения объема производства. Заметьте также, что более высокие издержки на единицу продукции и предельные издержки, с одной стороны, или более слабый рыночный спрос — с другой, могли бы создать ситуацию убытков, похожую на рисунок 25-4. Мы настоятельно рекомендуем студентам объяснить, глядя на рисунок 25-7(а и б), как более высокие издержки и менее благоприятный спрос могли бы вызвать ситуацию равновесия в краткосрочном периоде, порождающую убытки.

Рисунок 25-7(а и б) подтверждает выдвинутое ранее положение: цена продукта — заданная величина для отдельной конкурентной фирмы, но в то же время планы предложения всех конкурентных производителей как группы — основная детерминанта цены продукта. Если мы вспомним ложный вывод из общего положения, мы не обнаружим здесь противоречия. Хотя каждая фирма, поставляющая незначительную часть от общего объема предложения, не может воздействовать на цену, сумма кри-


вых предложения всего множества фирм в отрасли составляет кривую отраслевого предложения, и эта кривая имеет важное значение для цены. Короче говоря, в условиях конкуренции цена равновесия является заданной величиной для отдельной фирмы и одновременно есть результат решений о производстве (предложении) всех фирм, взятых как группа.

Максимизация прибыли в долговременном периоде

Долговременный период позволяет фирмам вносить определенные изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде существует данное число фирм в отрасли, каждая из которых имеет постоянное, не меняющееся оборудование. Действительно, фирмы могут закрываться в том смысле, что они производят ноль единиц продукции в краткосрочном периоде; но у них нет достаточного времени, чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса. Напротив, в долговременном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности, и, что более важно, число фирм в отрасли может либо увеличиваться либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль. Мы хотим исследовать, как эти долговременные приспособления меняют наши выводы, касающиеся определения объема производства и цены в краткосрочном периоде.


ДОПУЩЕНИЯ И ЦЕЛЬ

Допущение некоторых упрощений, ни одно из которых не ослабит общей справедливости наших выводов, существенно облегчит наш анализ.

1.  Предположим, что единственным долгосрочным приспособлением является вступление фирм в отрасль или их массовый отток из отрасли. Более того, для упрощения мы не будем принимать во внимание уже проанализированные краткосрочные приспособления, чтобы яснее понять природу долго временных конкурентных приспособлений.

2.  Условимся также, что все фирмы в отрасли имеют одинаковые кривые издержек. Это позволяет нам говорить о средней, или типичной, фирме, имея в виду, что на все другие фирмы в отрасли влияют происходящие долговременные изменения.

3.  Предположим, что в данную минуту отрасль, о которой идет речь, — отрасль с постоянными издержками. Это просто означает, что вступление и массовый выход фирм не будут влиять на пены ресурсов, или, следовательно, на расположение графиков удельных издержек отдельных фирм.

Наша цель — описать долговременные конкурентные приспособления к изменяющимся условиям, как словесно, так и посредством графического анализа. Было бы неплохо заранее сформулировать основное заключение, которое мы стремимся объяснить. После того, как все долговременные приспособления завершены, то есть когда долговременное равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума


средних валовых издержек фирмы и производство придется на ту же точку. Этот вывод вытекает из двух основных фактов: 1) фирмы стремятся к прибылям и остерегаются убытков и 2) при конкуренции фирмы свободно вступают в отрасль и покидают ее. Если изначально цена превышает средние валовые издержки, то возможности получения экономических прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками. Напротив, если цена первоначально меньше средних валовых издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. Общий объем предложения продукции будет сокращаться, снова повышая цену до равенства со средними валовыми издержками.

Наш вывод может быть наилучшим образом продемонстрирован и его значение оценено при допущении, что средняя, или типичная, фирма в чисто конкурентной отрасли изначально находится в состоянии долговременного равновесия. Это показано на рисунке 25-8а, где цена и минимум средних валовых издержек равны, скажем, 50 дол. Экономические прибыли здесь нулевые; следовательно, отрасль находится в равновесии, или "в покое", потому что у фирм отсутствует стремление вступить или покинуть отрасль. Как мы знаем, текущая рыночная цена определяется общим, или отраслевым, объемом спроса и предложения, как показано кривыми D1D1и S1S1на рисунке 25-8б. (Кривая рыночного предложения, между прочим, является кривой пред-


Рисунок 25-8. Временные прибыли и восстановление равновесия типичной фирмы (а) и в отрасли (б) в долгрвременном периоде

Благоприятный сдвиг в спросе (с D1D1до D2D2) нарушит первоначальное равновесие и вызовет экономические прибыли. Но прибыли побудят новые фирмы войти в отрасль, увеличивая предложение (с S1S1до S2S2) и понижая цену продукта, пока экономические прибыли снова не станут нулевыми.


ложения в краткосрочном периоде; кривая отраслевого предложения в долговременном периоде ниже будет рассмотрена подробнее.) Глядя на оси объема производства на рисунке 25(а и б), мы замечаем, что в случае если все фирмы одинаковы, то для достижения отраслевого равновесного объема производства в 100 000 единиц в отрасли должна быть 1000 фирм, каждая из которых производит 100 единиц продукции.

ВСТУПЛЕНИЕ В ОТРАСЛЬ ЛИКВИДИРУЕТ ПРИБЫЛИ

Теперь наша модель построена. Давайте нарушим покой долговременного равновесия на рисунке 25-8 и проследим последующие приспособления к изменениям. Предположим, что изменение покупательских вкусов увеличивает спрос на продукт с  D1D1 до  D2D2. Этот благоприятный сдвиг в спросе сделает производство прибыльным; новая цена в 60 дол. превышает валовые издержки в 50 дол. Экономические прибыли будут привлекать в отрасль новые фирмы. Некоторые из них окажутся вновь созданными фирмами; другие переместятся из менее процветающих отраслей. Но по мере того как фирмы вступают в отрасль, предложение продукции на рынке будет увеличиваться, обусловливая понижение цены продукта с 60 дол. до первоначального уровня в 50 дол. Предположим также, что вхождение новых фирм не оказывает влияния на издержки  и  что  экономические  прибыли  со-


храняются. Вступление будет, следовательно, продолжаться до тех пор, пока рыночное предложение в краткосрочном периоде не увеличится до S2S2. В этой точке цена снова равна минимуму средних валовых издержек в 50 дол. Экономические прибыли, вызванные повышением спроса, сведены конкуренцией к нулю, и в результате существовавший ранее побудительный мотив для многих фирм войти в отрасль исчез. Долговременное равновесие в этой точке восстановлено.

Рисунок 25-8 показывает нам, что по восстановлении долговременного равновесия отраслевое производство составляет 110 000 единиц и что каждая фирма в расширившейся теперь отрасли производит 100 единиц. Мы можем, следовательно, сделать вывод, что отрасль теперь состоит из 1100 фирм, то есть в нее вошли 100 новых фирм.

МАССОВЫЙ ОТТОК ФИРМ ЛИКВИДИРУЕТ УБЫТКИ

Чтобы углубить наше представление о конкурентном равновесии в долговременном периоде, давайте проанализируем противоположную ситуацию. На рисунке 25-9(а и б) жирные линии снова показывают исходное положение долговременного равновесия, использованное в качестве отправного момента в вышеизложенном анализе того, как вхождение фирм ликвидирует прибыли.

Теперь давайте предположим, что покупательский спрос падает с  D1D1 до  D3D3. Это заставляет


Рисунок 25-9. Временные убытки и восстановление равновесия типичной фирмы (а) и в отрасли (б) в долговременном периоде

Неблагоприятное изменение спроса (с  D1D1до  D3D3) нарушит первоначальное равновесие и вызовет убытки. Но убытки заставят фирмы покинуть отрасль, уменьшая предложение (с S1S1до S1S1) и увеличивая цену продукта до тех пор, пока все убытки не исчезнут.


цену понизиться до 40 дол., делая производство неприбыльным. Через некоторое время возникающие в результате убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. Причиной является то, что где-нибудь в другом месте владельцы могут получить нормальную прибыль в отличие от прибыли ниже нормальной (убытков), с которой они теперь сталкиваются. Поскольку капитальное оборудование изнашивается и истекают обязательства по контрактам, некоторые фирмы просто закроются. По мере оттока фирм, отраслевое предложение будет уменьшаться, смещаясь от S1S1 к S3S3. Цена при этом начнет повышаться с 40 дол. до 50 дол. Предполагая, что издержки не изменяются вследствие оттока фирм, мы увидим, что убытки заставят фирмы покидать отрасль до тех пор, пока предложение не уменьшится до S3S3, — до точки, в которой цена снова составит ровно 50 дол., что совпадает с минимумом средних валовых издержек. Массовый отток фирм продолжается до тех пор, пока убытки не ликвидируются и долговременное равновесие не восстанавливается снова.

Заметьте на рисунке 25-9а, что общий объем предложения равен 90000 единиц и каждая фирма производит 100 единиц. Это означает, что в отрасли теперь только 900 фирм, а не как первоначально — 1000. Убытки вынудили 100 фирм выйти из бизнеса. Внимательный читатель мог заметить, что мы обошли вопрос о том, какие фирмы покинут отрасль, когда понесут убытки, предполагая, что все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. В действительности предпринимательские таланты настолько раз- личны, что, даже если цены на ресурсы одни и те же для всех фирм, худшие предприниматели несут большие издержки и поэтому склонны первыми покидать отрасль при уменьшении спроса на продукт. Подобным образом использование других ресурсов может вызвать различия в издержках. Например, фирмы с менее производительной рабочей силой скорее всего будут иметь высокие издержки и окажутся кандидатами на отток из отрасли, когда спрос на продукцию начнет уменьшаться.

Сделанное нами ранее заключение теперь подтверждено. Конкуренция, проявившаяся во вступлении и оттоке фирм из отрасли в конце концов уравнивает цену с минимумом средних валовых издержек производства в долговременном периоде, и каждая фирма производит в точке минимума средних валовых издержек в долговременном периоде. Заметьте также, что эти случаи расширения и сужения отрасли содержат в себе объяснение действия покупательского суверенитета, который в более простой форме рассматривался в главе 5.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТРАСЛИ С ПОСТОЯННЫМИ

ИЗДЕРЖКАМИ В ДОЛГОВРЕМЕННОМ

ПЕРИОДЕ

Теперь мы спрашиваем: каков характер кривой предложения в долговременном периоде, который вытекает из этого анализа расширения


или сужения конкурентной отрасли? Хотя наше рассуждение относится к долговременному периоду, мы заметили, что кривые рыночного предложения на рисунках 25-86 и 25-9б являются кривыми отраслевого предложения в краткосрочном периоде. Это позволяет нам обозначить характер кривой долговременного предложения для конкурентной отрасли. Решающим фактором в определении вида кривой отраслевого предложения в долговременном периоде является влияние (если таковое имеется), которое изменения в количестве фирм в отрасли окажут на издержки отдельных фирм.

Рассматривая долговременное конкурентное равновесие, мы предполагали, что отрасль, о которой идет речь, является отраслью с постоянными издержками. По определению, это означает, что расширение отрасли за счет вхождения в нее новых фирм не окажет влияния на цены ресурсов или, следовательно, на издержки производства. Графически вхождение новых фирм не изменяет положение кривых долговременных средних издержек отдельных фирм в отрасли. В каких случаях это происходит? Большей частью — когда отраслевой спрос на ресурсы невелик по сравнению с общим объемом спроса на эти ресурсы. И это — наиболее вероятно — ситуация, когда отрасль использует неспециализированные ресурсы, на которые предъявляют спрос многие другие отрасли. Короче говоря, когда спрос определенной отрасли на ресурсы составляет незначительную часть от общего объема спроса, отрасль может расширяться без существенного влияния на цены и затраты ресурсов.

Как будет выглядеть кривая предложения для отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде? Ответ содержится в нашем предыдущем обсуждении долговременных приспособлений к равновесию, которые прибыли или убытки будут стимулировать. Здесь мы предполагали, что вступление в отрасль или отток фирм не окажет влияния на издержки. Результатом было то, что вступление или массовый отток фирм изменяли отраслевой объем производства, но всегда возвращали цену продукта к первоначальному уровню в 50 дол., когда она просто соответствовала неизменяющемуся минимуму средних валовых издержек производства. В частности, мы обнаружили, что отрасль будет поставлять 90 000, 100 000 или ПО 000 единиц продукции — все по цене 50 дол. за штуку. В соответствии со специальной терминологией, в долговременном периоде кривая предложения отрасли с постоянными издержками является совершенно эластичной.

Графически это показано на рисунке 25-10, где использованы данные рисунков 25-8 и 25-9. Предположим, что первоначально отраслевой спрос — D1D1, отраслевой объем производства — Q1/(100000) и цена продукта составляет Q1S1 (50 дол.). Эта ситуация, относящаяся к рисунку 25-8, является ситуацией долговременного равновесия. Теперь условимся, что спрос увеличивается до D2D2, нарушая


Рисунок 25-10. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде совершенно

эластична

Постольку вступление или массовый выход фирм не оказывают влияния на цены ресурсов, или, следовательно, издержки на единицу продукции, увеличение спроса (с D1D1 до D2D2) вызовет расширение отраслевого производства (с Q1 до Q2), но никакого изменения в цене (Q1P1 = Q2P2). Подобным же образом уменьшение спроса (с D1D2до D3D3) вызовет сокращение производства (с Q1 до Q3, но никаких изменений в цене (Q1P1 = Q3P3). Это означает, что кривая долговременного отраслевого предложения (SS) будет совершенно эластична.

это равновесие. Возникающие в результате экономические прибыли привлекут новые фирмы. Поскольку это отрасль с постоянными издержками, вхождение в нее новых фирм будет продолжаться а отраслевой выпуск будет расширяться до тех П°Р, пока цена вновь не понизится до неизменного минимального уровня средних валовых издержек. Л» будет при цене 0*& (50 дол.) и объеме производства Q2(110 000)

Наш анализ, теперь использующий в качестве исходного рисунок 25-9, применим и для противопо-ложного случая. Сокращение в краткосрочном пери-оде отраслевого спроса с D1D1,до D3D3вызовет массовый отток фирм и в конечном счете восстанов-ление равновесия при цене Q3S3(50 дол.) и объеме производства Q3(90 000). Линия, которая соединяет все точки, такие, как эти три, показывает различные сочетания цен и предложенного количества продукции, которые являлись бы наиболее прибыльными, когдау фирмы было бы достаточно времени, чтобы осуществить все желаемые приспособления к предполагаемым изменениям в отраслевом спросе. По определению, эта линия является кривой отраслево-го предложения в долговременном периоде. В от-расли с постоянными издержками, как мы замечаем на рисунке 25-10, эта кривая SSявляется совершенно эластичной.


по мере того как отрасль расширяется, и вниз по мере того как отрасль сужается. В большинстве случаев вхождение новых фирм окажет влияние на цены ресурсов и, следовательно, издержки на единицу продукции отдельных фирм в отрасли. Когда отрасль использует значительную часть какого-то ресурса, общий объем предложения которого не просто увеличить, вступление новых фирм будет увеличивать спрос на ресурс по сравнению с предложением и повысит цены на него. Именно это происходит в отраслях, где используются высоко-специализированные ресурсы, первоначальное предложение которых не может быть быстро увеличено Результатом более высоких цен на ресурсы будут более высокие средние издержки фирм в отрасли в долговременном периоде. Более высокие издержки, следует заметить, означают сдвиг кривой издержек в долговременном периоде для типичной фирмы вверх.

В конце концов при увеличении спроса на продукт, вызывающем экономические прибыли и приток новых фирм в отрасль, возникнет двустороннее давление на прибыли, грозящее их уничтожению. С одной стороны, вхождение новых фирм будет увеличивать рыночное предложение и понижать цену продукта, и, с другой стороны, сплошная кривая средних валовых издержек типичной фирмы сдвинется вверх. Это означает, что цена равновесия теперь будет выше первоначальной. Отрасль будет производить больше продукции только по более высокой цене. Почему? Потому что расширение отрасли увеличило средние валовые вздержки, и в течение долговременного периода цена продукта должна возместить эти издержки. При более высокой цене произойдет увеличение объема производства, или, используя специальную терминологию, кривая отраслевого предложения для отрасли с возрастающими издержками станет восходящей. Вместо получения либо 90 000, 100 000, либо 110 000 единиц продукции по той же самой цене 50 дол. в отрасли с возрастающими издержками 90 000 единиц могли бы появиться по цене 45 дол., 100 000 — по 50 дол. и ПО 000 единиц по 55 дол. Более высокая цена требуется, чтобы стимулировать увеличение производства, потому что издержки на единицу продукции увеличиваются, по мере того как расширяется отрасль.

Графически это показано на рисунке 25-11. Первоначальный рыночный спрос, отраслевое производство и цена D1D1, Q1 (100 000) и  Q1P1 (50 дол.)

соответственно. Увеличение спроса до D2Dнарушит это равновесие и повысит экономические прибыли. По мере того как новые фирмы вступают в отрасль 1) отраслевое предложение будет увели-чиваться, вызывая тенденцию к понижению цены


Рисунок 25-11. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долговременном периоде является восходящей

В отрасли с возрастающими издержками вступление новых фирм в ответ на увеличение спроса (с D3D3до D1D1 и до D2D2) вызовет более высокие цены на ресурсы и, таким образом, увеличит удельные издержки. В результате возрастание отраслевого объема производства (с Q3 до Q1и до Q2) произойдет только при более высоких ценах (Q2P2 > Q1P1> Q3P3). Кривая долговременного отраслевого предложения является, следовательно, восходящей.

продукта, и 2) цены ресурсов будут расти, вызывая рост средних валовых издержек производства. Вследствие этих увеличений средних валовых издержек новая цена равновесия в долговременном периоде установится на некотором уровне выше первоначальной цены, таком, как Q2P2 (55 дол.). Наоборот, снижение спроса с D1D1 до D3D3 сделает производство неприбыльным и вызовет массовый отток фирм из отрасли. Сокращение спроса на ресурсы относительно их предложения понизит цены на них и вызовет понижение средних валовых издержек производства. Следовательно, новая цена равновесия будет установлена на некотором уровне ниже первоначальной цены, таком, как Q3P3 (45 дол.). Соединив эти три точки равновесия, мы получим восходящую кривую предложения в долговременном периоде, как изображено SS на рисунке 25-11.

Какая ситуация — постоянные или возрастающие издержки — характерна для американской промышленности? Экономисты обычно считают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками. Сельское хозяйство и добывающие отрасли, такие, как горная промышленность и лесоразработки, — отрасли с возрастающими издержками, потому что каждая использует значительную часть некоторого основного природного ресурса — сельскохозяйственные угодья, залежи полезных ископаемых и лесные участки. Расширение существенно повлияет на спрос на эти ресурсы и вызовет более высокие издержки. Труднее делать обо-


бщения относительно обрабатывающих отраслей. На ранних стадиях развития такие отрасли могут быть вполне отнесены к отраслям с постоянными издержками1. Но по мере того как продолжающееся расширение повышает значение этих отраслей на рынках ресурсов, они могут со временем стать отраслями с возрастающими издержками.

Чистая конкуренция и эффективность

Является ли чисто конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими издержками, конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке 25-12, цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. Однако мы обнаружили в главе 24, что кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам. В положении равновесия в долговременном периоде "все находится в равенстве". MR(P) = АС = МС. Это тройное равенство представляет более чем геометрический интерес. Оно говорит нам, что, хотя конкурентная фирма может получить экономические прибыли или убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR(P) = МС в долговременном периоде. Более того, это тройное равенство предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые имеют большое социальное значение. Именно к оценке конкурентного ценообразования с общественной точки зрения мы теперь обратимся.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. То есть экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удо-

1 При определенных, очень специфических обстоятельствах отрасль может быть в течение некоторого времени отраслью с понижающимися издержками. Например, по мере того как в данной отрасли открывается все больше шахт, издержки каждой фирмы по откачиванию фильтрующейся воды могут уменьшаться. С откачкой ее все большим числом шахт фильтрация в каждой становится меньше, и издержки по откачке, следовательно, сокращаются. Более того, при наличии только нескольких шахт в области отраслевое производство могло бы быть настолько маленьким, что только относительно примитивные и, значит, дорогие транспортные средства оказались бы пригодными. Но поскольку число фирм и отраслевой выпуск продукции увеличиваются, можно было бы построить железнодорожную ветку в область и благодаря этому значительно сократить транспортные издержки. В таких особых условиях кривая предложения фирмы в долговременном периоде может сместиться вниз. Мы подробнее расскажем об экономике с этим типом издержек в главе 36.



Рисунок 25-12. Положение равновесия конкурентной фирмы в долговременном периоде: Р=АС = МС

Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий и назначает самую низкую цену Р и производит наибольший объем продукции Q, соответствующий ее издержкам. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

влетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий, которые мы назовем эффективностью распределения ресурсов и производственной эффективностью. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом. Для облегчения нашего понимания того, как эти условия достигаются при чистой конкуренции, давайте рассмотрим сначала второе условие.

1. Производственная эффективность: Р=АС. Мы только что заметили, что в течение долговременного периода конкуренция вынуждает фирмы производить в точке минимальных средних издержек производства и устанавливать ту цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее желательная ситуация, с точки зрения потребителя. Она означает, что фирмы должны использовать наилучшую из доступных (наименее дорогую) технологию, или они не выживут. Иначе говоря, в производстве любого данного количества продукции надо


использовать минимум ресурсов. Например, взгляните на окончательное равновесное положение, показанное на рисунке 25-9а. Каждая фирма в отрасли производит 100 единиц продукции, используя ресурсы стоимостью 5000 дол. (равной средним издержкам в 50 дол., умноженным на 100 единиц). Если тот же самый объем производства был бы осуществлен с валовыми издержками, скажем, в 7000 дол., ресурсы использовались бы неэффективно. Общество понесло бы чистый убыток в 2000 дол. стоимости альтернативных продуктов. Заметьте также, что потребители выигрывают от наиболее низкой цены продукта, которая возможна при издержках, преобладающих в настоящее время. Наконец, издержки, приводимые в каждом случае, — это только те издержки, которые существенны для производства продукта. Поскольку продукты в конкурирующих отраслях специализированы, в них отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно добавляются к издержкам производства при определении цены продукта.

2.     Эффективность     распределения     ресурсов:

Р=МС. Но конкурентное производство любой совокупности товаров не обязательно способствует эффективному распределению ресурсов. Производство должно быть не только технологически эффективно, но и должно создавать "подходящие товары", то есть товары, которые потребители больше всего желают. Конкурентная рыночная система позаботится о том, чтобы ресурсы распределялись так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.

Давайте посмотрим, как это происходит. Мы должны, во-первых, осознать общественное значение конкурентного продукта и цен на ресурсы. Денежная оценка любого продукта продукта X — есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Также, вспоминая понятие "издержки утраченных возможностей", мы видим, что предельные издержки производства X измеряют цену, или относительную ценность, других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью использованных в производстве единицы X ресурсов. Короче говоря, цена продукта измеряет пользу или удовлетворение, которые общество получает от дополнительных единиц X, а предельные издержки дополнительной единицы X измеряют потерю (или издержки) для общества других товаров в случае использования ресурсов для производства большего количества X. Теперь в условиях конкуренции производство каждого продукта будет осуществляться до той определенной точки, в которой цена равна предельным издержкам (рис. 25-12). Стремящийся к прибыли конкурентный производитель будет получать максимально возможную прибыль, только выравнивая цену и предельные издержки. Произвести ниже точки, где MR(P) = МС, будет означать для отдельной фирмы меньше, чем максимальные, прибыли и недораспределение ресурсов для этого продукта


с общественной точки зрения. Если цена превышает предельные издержки, значит, общество оценивает дополнительные единицы X более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы произвести рассматриваемые ресурсы. Для иллюстрации: если цена рубашки — 10 дол. и ее предельные издержки — 8 дол., производство дополнительной рубашки вызовет чистый прирост в общем объеме производства, равный 2 дол. Общество приобретет рубашку, оцененную в 10 дол., в то время как альтернативные продукты, которыми пожертвовали, распределяя больше ресурсов для производства рубашек, были бы оценены только в 8 дол. Всякий раз, когда общество может получить что-нибудь, ценимое в 10 дол., отказываясь от чего-нибудь, оцененного в 8 дол., первоначальное распределение ресурсов осуществляется неэффективно.

По сходным причинам не следует производить продукта X сверх объема, при котором цена равна предельным издержкам. Поступать таким образом означало бы получить меньшие, чем максимальные, прибыли для производителей и излишнее распределение ресурсов для производства X, с точки зрения общества. Производить X в некоторой точке, в которой предельные издержки превышают цену, означает, что ресурсы используются в производстве X за счет альтернативных товаров, которые общество оценивает выше, чем дополнительные единицы X. Например, если цена рубашки — 10 дол. и ее предельные издержки — 13 дол., тогда производство одной рубашкой меньше принесло бы чистый прирост в общем объеме производства общества в 3 дол. Общество потеряло бы рубашку, оцениваемую в 10 дол., но перераспределение высвободившихся ресурсов увеличило бы объем производства какого-нибудь другого товара, оцениваемого в 13 дол. Опять всякий раз, когда общество может отказаться от чего-нибудь, оцениваемого в 10 дол., и взамен получить что-нибудь, оцениваемое в 13 дол., первоначальное распределение ресурсов считается неэффективным.

Наш вывод заключается в том, что в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. Каждый товар производится до точки, в которой издержки последней единицы равны издержкам альтернативных товаров, которыми пожертвовали, осуществляя его производство. Изменить производство X обязательно означало бы уменьшить удовлетворение потребителя. Производство X выше точки, в которой Р=МС, вызвало бы принесение в жертву альтернативных товаров, ценность которых для общества превышает ценность дополнительных единиц X. Производство X ниже точки, где Р=МС, повлекло бы за собой отказ от тех единиц X, которые общество оценивает выше, чем альтернативные товары.


Дополнительное свойство рынков с чистой конкуренцией — их способность восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. В конкурентной экономике любые изменения в потребительских вкусах, запасах ресурсов или технологии автоматически приведут в действие соответствующие перегруппировки ресурсов. Как мы уже объяснили, увеличение потребительского спроса на продукт X повысит его цену. Произойдет потеря равновесия, при теперешнем объеме цена X будет превышать его предельные издержки. Это создаст экономические прибыли в отрасли X и будет стимулировать ее расширение. Прибыльность позволит отрасли переманить ресурсы из тех областей, где они в настоящее время не столь остро нужны. Расширение в этой отрасли закончится, только когда цена товара X вновь будет равна его предельным издержкам, то есть когда стоимость последней произведенной единицы снова будет равна стоимости альтернативных товаров, от которых общество отказывается ради получения этой последней произведенной единицы X. Таким образом, изменения в запасах определенных ресурсов или в технике, относящейся к различным отраслям, нарушат существующие равенства цен и предельных издержек, либо повышая, либо понижая предельные издержки. Эти неравенства заставят руководителей фирм, стремящихся либо достичь прибылей, либо избежать убытков, перераспределять ресурсы, пока цена снова не будет равна предельным издержкам по каждому направлению производства. Поступая так, они исправляют любую неэффективность в распределении ресурсов, которую изменяющиеся условия могут временно навязать экономике. Последний момент: высокоэффективное распределение ресурсов, которому благоприятствует экономика с чистой конкуренцией, происходит потому, что предприятия и поставщики ресурсов свободно стремятся к достижению личной выгоды. То есть в конкурентной рыночной системе действует "невидимая рука" (см. гл. 5). Предприятия используют ресурсы до тех пор, пока дополнительные, или предельные, издержки производства не оказываются равными цене продукта. Это не только максимизирует прибыли отдельных производителей, но и одновременно создает структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом.

ОГРАНИЧЕНИЯ

Наш вывод о том, что рыночная система с чистой конкуренцией приводит как к производственной эффективности, так и к эффективности распределения ресурсов, должен быть сделан с некоторыми важными оговорками.


Проблема распределения доходов. Утверждение, что чистая конкуренция будет распределять ресурсы эффективно, то есть будет производить совокупность товаров и услуг, которая максимизирует удовлетворение покупательских потребностей, основывается на некотором данном распределении денежных доходов. Другими словами, денежные доходы распределяются между домашними хозяйствами некоторым определенным образом, что создает определенную структуру спроса. Затем система рыночной конкуренции осуществляет эффективное распределение ресурсов, или, иначе говоря, производство товаров и услуг, структура которых максимизирует удовлетворение определенных потребностей покупателей. Но что, если распределение денежных доходов изменяется так, что изменяется структура спроса? Стала бы конкурентная рыночная система производить новое распределение ресурсов? Ответ, конечно, "да"; рыночная система перераспределила бы ресурсы и, следовательно, изменила бы состав продукции, чтобы максимизировать выполнение этой новой структуры покупательских потребностей. Проблема тогда состоит в том, какой из этих двух вариантов "эффективного" распределения ресурсов является "наиболее эффективным"? Какое распределение ресурсов обществу приносит самый высокий уровень удовлетворения потребностей? Научного ответа на этот вопрос нет, потому что мы не знаем, как измерить и сравнить удовлетворение потребностей, получаемое разными лицами от товаров и услуг. Если бы все люди были совершенно одинаковы в их способностях получать удовлетворение от доходов, экономисты могли бы рекомендовать, чтобы эти доходы были распределены равномерно и чтобы размещение ресурсов, которое соответствовало бы этому распределению, было бы "наилучшим" или "наиболее эффективным" из всех. Но на самом деле люди различаются качеством своего образования, знаниями и окружением, не говоря об их унаследованных умственных и физических особенностях. Такие различия могут быть использованы, чтобы выступать за неравное распределение доходов.

Основная текущая проблема состоит в том, что распределение доходов, связанное с действиями чисто конкурентной рыночной системы, совершенно неравное и, следовательно, может вести к производству пустяков для богатых, отказывая в то же время бедным в удовлетворении их основных нужд. Следовательно, многие экономисты думают, что распределение доходов, которое обеспечивает чистая конкуренция, следовало бы изменить общественным действием. Они утверждают, что эффективность распределения ресурсов едва ли есть достоинство, если она появляется в ответ на распределение доходов, которое нарушает господствующие нормы справедливости. Вопрос о неравенстве доходов будет подробно рассмотрен в главе 37.

Недостаток рынка: побочные издержки и общественные блага. Чисто конкурентная модель безоговорочно предполагает отсутствие существенных по-


бочных рыночных результатов. Но на самом деле побочные издержки или выгоды могут быть значительными. В условиях конкуренции каждый производитель будет допускать только те издержки, которые должны окупиться. Это точно означает, что в некоторых направлениях производства существуют значительные издержки, которых производители могут избежать и действительно избегают, как правило загрязняя окружающую среду. Вспомните из главы 6, что эти издержки, которых стремятся избегать, выпадают на долю общества и метко названы побочными, или внешними, издержками. С другой стороны, потребление определенных, товаров и услуг, таких, как рентген грудной клетки и прививки против полиомиелита, приносит широко распространенные выгоды обществу в целом. Они называются внешними, или побочными, выгодами.

Значение побочных издержек и выгод для текущих целей таково: направленная на получение прибыли деятельность производителей вызовет распределение ресурсов, которое является эффективным с точки зрения общества, только если предельные издержки включают все производственные издержки, и цена продукта точно отражает все выгоды, которые общество получает от производства товара. Только в этом случае конкурентное производство в точке, где MR(P) = MC, будет уравновешивать совокупные жертвы и удовлетворение общества и вызовет эффективное распределение ресурсов. В той мере, в какой цена и предельные издержки не являются точными показателями жертв и удовлетворения, — другими словами, в той мере, в какой существуют побочные издержки и выгоды,

— производство в точке, где MR(P) = МС, не будет означать эффективного распределения ресурсов (см. рис. 6-1 и 6-2).

Вспомните также смысл примера с маяком в главе 6: рыночная система не предусматривает общественных или государственных благ, то есть благ, к которым принцип исключения не применяется. Несмотря на ее достоинства, конкурентная система цен игнорирует важную группу товаров и услуг

— национальную оборону, программы паводкового контроля и т. д., — которые могут принести и при носят удовлетворение потребителям, но не могут быть оценены или проданы посредством рыночной системы.

Производственная техника. Рынки с чистой конкуренцией не всегда означают использование наиболее эффективной производственной техники и разработку более совершенной техники. Существуют и статический ("прямо сейчас") аспект, и динамический ("со временем") аспект этой общей критики.

Статический аспект включает в себя проблему естественной монополии, с которой мы ознакомились в главе 24. В определенных сферах производства существующая технология обусловливает большой размер фирмы, для того чтобы получать самые низкие издержки производства на единицу продук-


ции. При данном потребительском спросе это предполагает наличие относительно небольшого количества эффективных крупномасштабных производителей для организации эффективного производства. Другими словами, существующая экономия в условиях массового производства могла бы быть потеряна, если бы такая отрасль состояла из большого количества мелких производителей, как этого требуют условия чистой конкуренции.

Динамический аспект этой критики касается желания и способности чисто конкурентных фирм осуществлять технический прогресс. Прогрессивность чистой конкуренции является предметом спора среди экономистов. В настоящих целях мы просто обращаем внимание на утверждение некоторых авторитетных специалистов, что чисто конкурентная экономика не благоприятствовала бы очень быстрому темпу технического прогресса. Они доказывают, во-первых, что стимул к техническому прогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику. Во-вторых, небольшой размер типичной конкурентной фирмы и тот факт, что она склонна к "безубыточности" в долговременном периоде, вызывают ряд вопросов относительно спосрбности таких производителей финансировать значительные программы научных исследований. Мы вернемся к этому спору в главе 28.

Диапазон потребительского выбора. Экономика в условиях чистой конкуренции может и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора или разработки новых продуктов. Это критическое замечание, как и предыдущее, имеет и статический, и динамический аспект. Чистая конкуренция, утверждает оно, приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры — например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя. Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку очевидно конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новой производственной техники, постольку эта рыночная структура не благоприятствует совершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.

В последующих трех главах мы еще вернемся к этой полемике1.

' Преподавателям, которые хотят рассмотреть сельское хозяйство как конкретный пример чистой конкуренции, следует обратиться к главе 35


РЕЗЮМЕ

1. Американская промышленность характеризуется различными степенями конкуренции. Рыночные модели: а) чистой конкуренции, б) чистой монополии, и) монополистической конкуренции и г) олигополии — классификация, под которую можно подогнать с достаточной степенью точности большинство отраслей.

2.   Отрасль с чистой конкуренцией включает большое число независимых фирм, производящих стандартизированный продукт. Чистая конкуренция предполагает, что фирмы и ресурсы могут перемещаться между отраслями. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену в конкурентной отрасли; кривая спроса фирмы совершенно эластична, и цена, следовательно, равна предельному доходу.

3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде конку рентной фирмой может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с каловыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовый доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.

4. При условии, что цена превышает минимум средних переменных издержек, конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, закрываясь. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние валовые издержки, фирма будет минимизировать свои убытки, производя объем продукции, при котором Р=МС. Если цена превышает средние валовые издержки, объем продукции, при котором Р=МС, будет обеспечивать максимум экономических прибылей для фирмы.

5.  Применение правила MR(F) = MC при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, который лежит над средними переменными издержками, есть ее кривая предложения в краткосрочном периоде.

6.  В долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

7.  Кривая предложения в долговременном периоде совершенно эластична для отрасли с постоянными издержками, но является восходящей для отрасли с возрастающими издержками.

8.  В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Равенство в долговременном периоде цены


и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффективную из известных технологий и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов, с тем чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.

9. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике: а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Чистая конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Несовершенная конкуренция

Соглашающийся с ценой

Средний, валовой и предельный доход

Случай максимизации прибыли

Точка критического объема производства

Случай минимизации убытков

Случай закрытия

Правило MR(P)=MC

Кривая предложения в краткосрочном периоде

Кривая предложения в долговременном периоде

Отрасль с постоянными издержками

Отрасль с возрастающими издержками

Производственная эффективность

Эффективность распределения ресурсов

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Кратко укажите основные признаки чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Под какую из этих рыночных классификаций наиболее точно подходит каждое из следующих определений: а) супермаркет, расположенный в вашем родном городе; б) сталелитейная промышленность; в) канзасская пшеничная ферма; г) коммерческий банк, в котором вы или ваша семья имеете счет; д) автомобильная промышленность. В каждом случае обоснуйте вашу классификацию.

2. Строго говоря, чистая конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать?

3. Используйте следующую таблицу спроса, чтобы определить валовые и предельные доходы для каждого возможного уровня продаж.


Цена продукта, дол.

Требуемое количество

Валовой доход, дол.

Предельный доход, дол.

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

а)  Какой вывод вы можете сделать о структуре отрас ли, в которой эта фирма действует? Объясните.

б)   Изобразите графически кривые спроса, валового дохода и предельного дохода для этой фирмы.

в)   Почему кривые спроса и предельного дохода со впадают?

г)  "Предельный доход является изменением в валовом доходе".  Вы согласны? Объясните устно и графически, используя данные в таблице.

4. Примем следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:

Общее количество продукта

Средние постоянные издержки, дол.

Средние переменные издержки, дол.

Средние валовые издержки, дол.

Предельные издержки, дол.

0

1

60,00

45,00

105,00

45

2

30,00

45,50

72,50

40

3

20,00

40,00

60,00

35

4

15,00

37,50

52,50

30

5

12,00

37,00

49,00

35

6

10,00

37,50

47,50

40

7

8,57

38,57

47,14

45

S

7,50

40,63

48,13

55

9

6,67

43,33

50,00

65

10

6,00

46,50

52,50

75

а)  При цене продукта в 32 дол. будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде? Почему да или почему нет? Если она производит, каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизи рующий убыток? Объясните. Определите величину эконо мической прибыли или убытка на единицу продукции.

б)  Ответьте на вопрос 4а) при условии, что цена проду кта — 41 дол.

в)  Ответьте на вопрос 4а) при условии, что цена проду кта — 56 дол.

г)   Заполните таблицу предложения фирмы в крат косрочном периоде и укажите прибыль или убыток, по лученные при каждом объеме производства (колонки с 1-й по 3-ю).

(1)

(2)

(3)

(4)

Цена, дол.

Предложенное количества, одна фирма

Прибыль или убыток, дол.

Предложенное количество, 1500 фирм

26

32

38

41

46

56

66


д) Объясните: "Тот отрезок кривой предельных издер жек конкурентной фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек, составляет кривую пред ложения в краткосрочном периоде для фирмы". Проил люстрируйте графически.

е)  Теперь предположим, что в конкурентной отрасли — 1500 одинаковых фирм; то есть существуют 1500 фирм, каждая из которых имеет те же самые издержки. Вычис лите график отраслевого предложения (колонка 4).

ж)  Предположим, что данные рыночного спроса на продукт следующие:

Цена, дол.

Общее требуемое количество

26

17 000

32

15 000

38

13 500

41

12 000

46

10 500

56

9 500

66

8 000

Какова будет цена равновесия? Каков будет равновесный объем производства продукции для каждой фирмы? Какова будет прибыль или убыток на единицу продукции? Для фирмы? В долговременном периоде отрасль будет расширяться или сужаться?

5.  Почему равенство предельного дохода и предель ных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах? Объясните, поче му  цена   может   быть   заменена   на   предельный   доход в правиле MR = MC, когда отрасль является чисто кон курентной.

6.  Объясните: "Конкурентный производитель должен следить   за   средними   переменными   издержками   при определении,   производить   или   нет   в   краткосрочном периоде, за предельными издержками — при принятии решения о наилучшем объеме производства и за сред ними валовыми издержками, чтобы вычислить прибыли или  убытки".  Почему  фирма  могла  бы  скорее  произ водить   в   краткосрочном   периоде   при   убытке,   а   не закрыться?

7.  Используя диаграммы как для отрасли, так и для типичной фирмы, проиллюстрируйте долговременное ко нкурентное равновесие.- Покажите, как а) увеличение и б) уменьшение  рыночного  спроса   нарушат   это  долговре менное равновесие.  Проследите на  графике  и  опишите словами процессы приспособления, посредством которых восстанавливается долговременное равновесие, предполо жив,   что   отрасль   является   отраслью   с   постоянными издержками.

8.  Внимательно проведите различие между отраслью с постоянными издержками и возрастающими издержка ми. Ответьте на вопрос 7, предположив, что рассматрива ете с возрастающими издержками. Сравните долговремен ные кривые предложения отрасли с постоянными издерж ками и возрастающими издержками.

9.  Предположим, что происходит уменьшение спроса в конкурентной отрасли с возрастающими издержками. Сравните цену продукта и отраслевой объем производст ва, которые устанавливаются после того, как долговремен ные приспособления завершены, с теми, которые первона чально существовали.

10. При долговременном равновесии Р = АС= МС. Ка кое значение для экономической эффективности имеет ра венство Р и АС? Равенство Р и МС? Проведите различие между производственной эффективностью и эффективно стью распределения ресурсов в своем ответе.


11. Объясните, почему некоторые экономисты увере. ны, что неравномерное распределение доходов могло бы уменьшить эффективность, с которой конкурентная рыночная система распределяет ресурсы. Какие другие крические замечания могут быть сделаны по чисто конкурентной экономике?

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

Теория рынков с потенциальной конкуренцией

Понятие рынков с потенциальной конкуренцией предполагает, что рыночная власть действующих в условиях несовершенной конкуренции производителей может быть резко ослаблена потенциально вступающими в отрасль.

Как отмечено в этой главе, результаты, получаемые на рынках с чистой конкуренцией, определяют стандарты эффективности, по которым оценивают рынки с несовершенной конкуренцией. Как эффективность1 распределения ресурсов, так и производственная эффективность достигаются, когда отрасль представляет собой модель с чистой конкуренцией. Как утверждал Вильям Баумол из Принстона, потенциальное вступление фирм в отрасль, которая не является отраслью с чистой конкуренцией, может также привести в результате к эффективности, обеспечиваемой чистой конкуренцией.

Точнее, Баумол разработал понятие рынка с потенциальной конкуренцией, которое обозначает рынок, на котором вступление и отток фирм вовсе или почти не требуют затрат. Представьте себе рынок с потенциальной конкуренцией, который является олигонолистическим, то есть состоит из трех или четырех крупных фирм. Потенциальная конкуренция на рынке означает, что он подвержен вступлению других фирм, действующих по принципу "ударить и убежать", потому что они могут войти и покинуть отрасль, по существу» без затрат. Отсюда следует, что любые экономические прибыли или неэффективность производства со стороны несколько фирм в отрасли привлекут новых вступающих. (Производственная неэффективность подразумевает, что существующие производил ели воздерживаются от прибылей, а новые входящие могут получить такие прибыли, эффективно осушествляя производство.) Следовательно, на рынках с потенциальной конкуренцией простое наличие вероятной конкуренции будет заставлять существующие фирмы производить эффективно и назначать цены, которые приносят не только нормальную прибыль. Иначе говоря, фирмы, уже нашедшие свое место, вынуждены вести себя так, как бы стали вести себя фирмы, действующие в условиях чистой конкуренции с тем чтобы предупредить вступление других фирм. Мы таким образом, получаем общественно желательные peзультаты чисто конкурентных рынков на рынках с потенциальной конкуренцией, даже хотя последние включают только несколько фирм. Важным фактором, который способствует этим результатам, является не число фирм в отрасли, а не требующие затрат вступление или выход.


Наиболее часто приводимым примером рынка с потенциальной конкуренцией являются авиалинии. Предположим, что существуют только две авиакомпании, осуществляющие полеты по маршруту Омаха — Чикаго.  Если бы вступление фирм в отрасль или их отток были связаны с затратами, рынок не был бы рынком с потенциальной конкуренцией, н эти две занимающие свое место авиакомпании могли бы получать значительные экономические прибыли благодаря своему защищенному рыночному положению. Но в дейст-вительности дополнительные авиакомпании могут вступить н покинуть этот определенный сегмент рынка воздушных перевозок с минимальными издержками. Причина в том, что соответствующее капитальное оборудование — сами самолеты — высокомобильно! Следовательно, если бы еще одна авиакомпания собиралась вступить и нашла бы маршрут Омаха — Чикаго неприбыльным, она могла бы просто


"убраться", переправив по воздуху свои самолеты на какой-нибудь другой маршрут. Важным моментом является то, что сознание возможности вступления в отрасль без издержек будет заставлять две авиакомпании, обслуживающие маршрут Омаха — Чикаго в настоящее время, эффективно обеспечивать свои транспортные услуги и по ценам, которые приносят только нормальную прибыль.

Основной политический смысл теория рынков с потенциальной конкуренцией состоит в том, чтобы сместить центр антимонопольной политики с существующей структуры или условий конкуренции в отрасли на условия вступления в нее. Однако критики теории рынка с потенциальной конкуренцией говорят, что ее применимость чрезвычайно ограничена. Они заявляют, что существует немного, если вообще есть, отраслей

Похожие материалы

Информация о работе