Гносеологический анализ философской парадигмы образования для придания ей понятийного философского статуса

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Работа выполнена на кафедре философии Магнитогорского ордена "Знак Почета" государственного педагогического института

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Романов Валентин Федорович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Чупров Александр Степанович;

кандидат философских наук, доцент

Бузунова Людмила Григорьевна

Ведущая организация:

Челябинский государственный педагогический университет

Защита состоится "18" июня 1999 года в "10" часов на заседании диссертационного совета К 113.72.03 по защите кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Магнитогорском государственном педагогическом институте по адресу: 455043, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорского государственного педагогического института.

Автореферат разослан "17" мая 1999 года.


Е.В. Дегтярев


Ученый секретарь

диссертационного совета, кандидат философских наук, профессор


Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Интерес к проблемам образования со стороны представителей разных отраслей знания характерен для настоящего времени, которое требует переосмысления старых проблем и рождения новых идей, отражающих потребности сегодняшнего дня.

Происходящие в современных условиях качественные изменения со-циокультурных и природных процессов, а также опасность самоуничтожения человечества требуют изменения самого человека, его сознания и деятельности. Сегодня сфера образования, в силу того, что формирует сознание и, таким образом, закладывает контуры глобальной ситуации 21-го века, в каком-то смысле оказывается ключевой для выживания человечества. Однако институт образования во всем мире переживает кризис и не в состоянии справиться с назревшими задачами. Более того, "не исключено, что именно образование ныне ведет человечество к гибели, так как оно воспроизводит тот тип человека, который проявил себя в 20-м веке в качестве разрушителя..." (О. Долженко).

Таким образом, настоятельная потребность сегодняшнего дня - изменение стратегии образования, изменение его качества. Однако попытки добиться нового качества образования без философского осмысления неизбежно обречены на неудачу. Об этом свидетельствуют скромные результаты предпринимаемых реформ образовательных систем как у нас в стране, так и за рубежом. С этой точки зрения можно говорить о социальном заказе на философский анализ образовательных проблем, необходимость которого обоснована временем. Кризис, охвативший системы образования практически всех стран во второй половине 20-го века, инициировал поиск философских, а значит мировоззренческих и методологических идей, которые способствовали бы определению путей выхода их него и без которых можно лишь зафиксировать эмпирический факт кризиса, но не подвергнуть его серьезному анализу. К числу вопросов, требующих философского осмысления, можно отнести следующие: что обусловило кризис системы образования, какой должна быть система образования 21-го века, в какую сторону она должна эволюционировать? Все чаще высказывается мнение о том, что источник всех образовательных

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Научно-исследовательские работы (НИР)
Размер файла:
144 Kb
Скачали:
0