Тендерная стратификация: Методические указания к интегрированному курсу лекций по политологии и социологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы



К 66 Коростелева Ю. Е.

Тендерная стратификация: Методические указания к интегрированному курсу лекций по политологии и социологии для студентов IV-V курсов всех форм обучения. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 22 с.

Данная методическая разработка поможет студентам разобраться в проблемах тендерной стратификации.


Тендерная стратификация одна из центральных и весьма спорных тем теоретической социологии. Цель изучения данной темы - рассмотреть становление и ин-ституализацию тендерных исследований, определить специфику компонентов тендерной принадлежности, показать роль и место женщин в современном обществе, а также проследить истоки, направления феминистских движений.

В соответствии с поставленной целью студентам может быть предложен следующий план лекции:

1.  Тема пола в истории русской философской мысли. Основные этапы тендерных исследований в РФ.

2.  Тендерная теория (основные понятия и направления). Компоненты тендерной принадлежности.

3.  Роль и место женщин в современном обществе (в политике, экономике, сфере духовной).

4.  Истоки, основные направления и идеи феминизма.



Составитель

Рецензент


канд. филос. наук, доц. Ю, Е, Коростелева

канд. филос. наук, проф. О. А. Копцева

Коростелева Ю. Е., 2003 Магнитогорский государственный университет, 2003


1. Тема пола в истории русской Философской мысли. Основные этапы гендерных исследований в РФ

При рассмотрении первого вопроса студенты должны учитывать историко-философские воззрения о тендере, а также специфику гендерных исследований в РФ.

Тема пола впервые стала активно обсуждаться в русской философской мысли XIX века, а именно в славянофильской концепции пола А. Хомякова, рационалистической философии пола Н. Чернышевского, в религиозной философия пола В. Соловьева, В. Розанова, Л. Толстого и Ф. Достоевского, в марксистской трактовке пола К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.

А. Хомяков трактует пол в биологическом смысле, а половую дифференциацию как «природную» и «божественную» данность. Например, согласно Хомякову, половая разделенность человечества есть «историческая данность и воля Бога»; семья представляет божественно санкционированный союз полов (sexes) для преодоления полового антагонизма, в котором «сердце женщины» облагораживает «ум мужчины». Только дети и семья могут быть священной защитой, которая «спасет слабость женщины от буйной энергии мужского превосходства».


Н. Чернышевский считает природную данность половой разделенное™ людей на женщин и мужчин - «проклятием» человека, фундаментальной предпосылкой истории человечества как истории несправедливости. Он полагает, что доминирование сильного мужчины над слабой женщиной - источник всех остальных форм угнетения, подавления и эксплуатации. Он отрицает семью как религиозное таинство, оценивая ее как форму подавления личности женщины. На этом основании считает необходимым «радикальное преобразование отношения полов между собой, а также и всего порядка общества». В частности, Чернышевский в романе «Что делать?» излагает программу социалистического преобразования общества, обсуждая различные аспекты эмансипации женщин.

Л. Толстой относит понятие «пол» только к женщинам, а не к «людям» и ин терпретирует его не просто как биологическое, а, скорее, как (а)моральное понятие.         

В теологии и онтологии В. Соловьева «мужское начало (БОГ) имеет первостепенное значение, а женское начало (пусть даже называемое Мудростью и душой мира) - вторичное и дополнительное».

Согласно марксистской концепции, «класс» является основной категорией социального анализа, а «пол» и «гендер» считаются не существенными, причем дифференциация мужских и женских социальных ролей считается обусловленной классовой структурой общества и социальными факторами.

Таким образом, студентам следует Обратить внимание на то, что в русской философии как религиозной, так и рационалистической, понятие «пол» употреблялось в традиционном смысле, понимая его как биологические'характеристики человеческого рода. Единственное отличие составляет объяснение деления природы на мужчин и женщин. Если религиозные философы неравенство между полами объясняют божественным фактором, то рационалистические - социальными причинами.

Студенты должны знать, что тендерные исследования в России ведутся 10 лет. Условно история тендерных исследований подразделяются на четыре этапа:

Первый этап, с конца 80-х до 1992 г., характеризуется внедрением новой научной парадигмы. В этот период времени проходят международные конференции по


тендерным исследованиям в Москве в 1990 г., организованные ЮНЕСКО, независимые женские форумы в Дубне в 1991 и 1992 гг., где были представлены первые результаты тендерных исследований, проведенных во многих российских городах (Таганрог, Набережные Челны, Москва).

Второй этап может быть охарактеризован как период институализации российских тендерных исследований, который наиболее активно начался

Похожие материалы

Информация о работе