Теоретические концепции коммуникаций. Коммуникация как дискурс и нарратив. Интерпретативный подход и социальный конструктивизм. Спектрально-диалектический подход к коммуникациям

Страницы работы

67 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

образование, профессия, политическая принадлежность, географический регион, религия или семья. Каждый из них производит свой дискурс с соответствующими методами концептуализации мира. Так, у человека есть набор дискурсов, проистекающих из положения различных социальных группировок, членом которых он является.

Глава 7. ТЕОРИЯ КОДОВ

Код — это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из этих знаков для ее передачи, обработки и хранения. В более узком смысле коды связываются с правилами организации знаков, т. е. с образованием синтагм из парадигм.

7.1. Парадигма и синтагма

Парадигма — это совокупность знаков и объектов, которые обладают общими свойствами (буквы алфавита, цифры, головные уборы, стулья, легковые автомобили и т. п.), где каждый элемент отличается от всех других.

Синтагма — это комбинация элементов, взятых из парадигмы (слово из букв или предложение из слов, одежда человека, обстановка комнаты, меню обеда). Образование синтагм ведется по правилам грамматики или синтаксиса, моды или вкуса, гармонии в музыке и др.

Парадигмы имеют два основных свойства:

• все элементы парадигмы должны иметь что-то общее (буквы алфавита, в который цифры, например, уже не входят);

• каждый элемент отличается от всех других в парадигме. Примеры правил комбинации элементов:

• грамматика или синтаксис;

• мелодия в музыке;

• вкус в одежде или мода;

• формальные правила сочетания элементов одежды (смокинг, деловой костюм).

Коды являются правилами организации знаков и регуляторами поведения. Поэтому вся социальная жизнь, которая управляется законами, принятыми членами общества, может считаться закодированной. Кодирование — это выбор ключа к двери, открыв которую, можно понять реальность. Но следует отличать правила поведения (правовые и этические законы) и правила образования значений (смыслов) как определенной системы знаков.

Эти два вида кодов взаимосвязаны. Например, дорожный код включает правила поведения и знаковую систему. Смысл кода неразрывно связан с социальной практикой.

В теории коммуникаций внимание концентрируется на втором виде кода как правил создания системы значений. Все виды кодов этого типа имеют ряд основных черт:

• из совокупности элементов (парадигмы) по определенным правилам делается отбор, т. е. создается синтагма;

• синтагмы передают значения как знаки какой-то реальности, отличной от них самих;

• коды определяются соглашением пользователей и зависят от общей культуры. Коды и культура динамично взаимодействуют между собой;

• выполняют определенную социальную и коммуникативную функцию;

• все коды передаются по каналам коммуникации. Существует множество кодов. Рассмотрим некоторые из них.

7.2. Аналоговые и разделительные коды

Аналоговый код — это представление значений на продолженной шкале без четкого разделения на элементы, а разделительный — это код, который четко отделяет одно значение от другого. Так, на часах все минуты разделены чертой. Аналоговый код — это континуальный циферблат с обозначениями, которые не являются слишком дробными.

Музыка звучит по аналоговому коду, хотя система записи (ноты) основана на разделительном. Ландшафтные (английские) парки создаются по аналоговому коду, а геометрические (французские) — по разделительному. Жизнь человека строится по аналоговому коду, но для понимания ее особенностей в разное время выделяются, например, семь возрастов человека. Аналогично в пространстве выделяются интимная, личная, полупубличная и общественная дистанция между людьми.

Фотография аналоговым образом копирует натуру, а 60 линий на циферблате часов отображают вращение земли вокруг своей оси с помощью разделительного кода.

Восприятие реальности является процессом раскодирования.

Он включает идентификацию элементов

Похожие материалы

Информация о работе