Ответы на экзаменационные вопросы № 13-17 по дисциплине "Социология" (Социальное неравенство. Функциональный подход к проблеме социального неравенства. Подходы к концепциям эволюции обществ), страница 2

16. Системный подход в определении общества Парсонса.

С система – упорядоченное целое, включающее в себя отдельных индивидов, группы, организации, общности, институты, объединенные С связями и отношениями. Важные системные принципы – структурность и иерархичность входящих в нее элементов, их взаимосвязь. (Рисуем овал, делим его на 4 части, в каждой части – экономическая, социальная, духовная, политическая жизнь. Это типо одно целое). Любая С система включает в себя функции: адаптация (приспособление к внешней среде); целедостижение (потребность всех О устанавливать цели, на достижение которых направляется С активность людей); интеграция (О должно поддерживать внутреннее единство, порядок, противодействовать дезинтеграции -> право); воспроизводство культурного образца. Чем последовательнее осуществляется разделение деятельности на уровни подсистем, институтов, С ролей, тем стабильнее О, но они не должны заменять друг друга, иначе кризис.

17. Подходы к концепциям эволюции обществ.

Первый подход – восприятие всемирной истории как процесса поступательного восходящего развития всего человечества. Выражен в идее С эволюционизма, то есть С процесс рассматривается как часть общей линейной космической эволюции, в этом же русле проходит формационная теория Маркса (2 стадии развития общества (далее – О) – доиндустриальная и индустриальная). Белл написал книгу «Постидустриальное О», являющуюся логическим продолжением теории индустриального О. Признаки доиндустриального О: аграрный уклон, малоподвижные С структуры (сословия), традиционные способы С-культурной регуляции. Признаки индустриального О: частная собственность как основа экономического роста, бизнес как движущая сила С прогресса, плюралистическая демократия, корпоративизм как наднацональная форма развития О, приоритет технико-экономических структур О, движение к консенсусу на основе компромиссов в сфере отношений народов и культур. Признаки постиндустриального О: переход от товарного производства к сфере услуг, переход от классовой структуре к профессиональной, ведущая роль теоретического знания, как источника нововведений, процесс принятия решений, связанный с прорывом технологических прогнозов (?). Каждый новый этап развития есть продолжение предыдущего и характеризуется новыми качествами. Человечество в своем развитии поднимается на новую ступень. Однако в рамках этого подхода не укладываются попятное движение, кризисы, распады О, исчезновение целых цивилизаций. Для исследования этих процессов исследователи второго подхода (нелинейного) обращались к причинам, не рассматриваемым представителями линейного подхода. Новый подход воспринимает историю как совокупность несвязанных между собой О образований. Вся история человечества есть череда повторений одних и тех же процессов и состояний.

Второй подход – цивилизационный. Теоретики этого подхода – Данилевский, Шпенглейр, Тойнги. !статься Данилевского «Россия и Европа»! Они придерживаются взглядов об одновременном существовании разных типов О и цивилизаций. Они возникают, проходят этапы расцвета и гибели в разное время. Данилевский с своей статье (шпора по семинарам 17): главные единицы всемирно-исторического процесса – локальные цивилизации. Важнейший критерий их оценки – своеобразие пути культурного, политического и экономического развития народов. Он одним из первых поднял вопрос о равноценности культур и цивилизаций. Доказывает, что прогресс – стадия весьма недолгая, ее проходят все цивилизации. Поэтому широко распространенное представление о западе, как единственном регионе мира, где осуществляется духовный, научный, С прогресс, рассматривается Д как типичная ошибка представителей европоцентризма и линейной схемы всемирного исторического прогресса. Когда-то и восток переживал рассвет и был средоточием прогресса. Потом его сменила Европа, но она уже вступает в период старости и будет вынуждена со временем уступить место России как центру славянской цивилизации.