Социология и психология. Взгляд неопозитивистов на истинные отношения социологии как отвлеченной науки к психологии как к науке конкретной

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Е.В, Де-Роберти          СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

В вопросе о сущности психологического явления неопозитивная школа резко расходится с позитивной. Отнесение Ог. Контом всех психических фактов, не различая их на психофизические и психологические (или психосоциальные), к разряду явлений, изучаемых биологией, лишает, по мнению неопозитивистов, социологию самого ценного ее содержания, превращает ее из науки о причинах известного разряда явлений (общественной этиологии) в полуэмпирическое и описательное знание следствий этих причин. Ложный взгляд на психологию как на часть биологии, а у некоторых последователей Конта (например, у Стюарта Милля и других, оставшихся верными старым взглядам идеализма на сущность психологического факта) как на основную или отвлеченную отрасль знания, еще усиливает это разрушительное или обесценивающее действие на социологию; ибо такой взгляд естественно влечет за собой исключение из последней не только теории познания (по-прежнему предоставляемой философии), но и теории миропонимания, эстетики и даже теории нравственности, - дисциплин, из


которых Конт, как известно, делает предмет особого вида знания, названного им субъективным.

...Неопозитивисты значительно расширили и наполнили новым содержанием понятие об отвлеченной социологии. Подобно тому, как биология объединяет все исследования, имеющие своим предметом превращение в мире химической энергии в новый вид энергии, называемой жизнью (и принимающей, в конкретной действительности, форму биохимической энергии), так и социология должна объединять все исследования, имеющие своим предметом превращение в мире живой или органической энергии в новую форму, которой можно, безразлично, дать название энергии надорганиче-ской, разумной, или еще общественной, культурной, и которая в конкретной действительности принимает форму энергии биосоциальной (факты психологические) или космо-био-социальной (факты исторические). Пропасть, отделяющая ум животных, даже высших, от разума человека, вполне заполняется, по учению неопозитивистов, единственным дифференциальным признаком, замечаемым между этими двумя психическими уровнями, именно, фактом «общественности», или длинным рядом сложных явлений и отношений между явлениями, покрываемых этим общим термином...

Многочисленные и сложные сочетания явлений, выражаемые термином «общественность», составляют, таким образом, в глазах неопозитивистов     основную     причину     превращения «психофизических» переживаний, общих животным и человеку, в переживания «психологические», доступные одному лишь человеку в постоянном сожительстве с другими людьми.

Огюст Конт впал в крупную ошибку, включив «психологию» в биологию, куда должна быть отнесена одна лишь «психофизика». Психология же должна опираться на социологию, должна в своих исследованиях и выводах неизменно исходить из данных, предварительно добытых наблюдениями социолога и уже в достаточной мере им разработанных и обобщенных. Словом, в отличие от психофизики, составляющей нераздельную часть, последнюю, заклю

Похожие материалы

Информация о работе