К какой области человеческого знания принадлежит социология

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

П.Ф.ЛИЛИЕНФЕЛЬД

СОЦИОЛОГИЯ

Мы должны решить...вопрос: к какой области человеческого знания принадлежит социология; наука ли она по преимуществу умозрительная или же реальная? Необходимо ли, чтобы для исследования социальных явлений и законов мы вникали в самих себя, отыскивая в выводах нашего собственного разума разрешение социальных вопросов, или же обращались с этой целью к наблюдению того, что происходит вне нас, подобно тому как это делается по отношению к природе? - Вопрос этот, важный сам по себе, делается еще важнее потому, что от разрешения его будет зависеть и метод изыскания в том или другом случае. В естествознании преобладает метод опытный, индуктивный, исходящий от фактов природы и направляющийся к их причинам, метод, открывающий общие законы из частных случаев, восходящий от частности к общему; в умозрительных науках преобладает метод выводов, нисхождение от общего к частному, метод синтетический. Если человеческое общество входит в состав окружающей нас природы, то социальная наука должна составить часть естествознания и к ней должен быть применен метод индуктивно-опытный; если напротив того общество основано преимущественно на началах нравственно-духовных, то социальная наука должна быть причислена к наукам умозрительным и к ней быть применен метод дедуктивно-синтетический.


...Может ли человеческое общество в том виде, в каком оно представляется нам в настоящее время, и в постепенности своего развития, как представляет его нам история, быть предметом изучения, объектом для науки, наравне с вещественным миром, наравне с явлениями окружающей нас природы?

Для этого необходимо, чтобы в основании явлений природы и общественной деятельности лежали одни и те же общие законы, чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию.

Наука есть не что иное, как знание связи между явлениями, сознание, и наоборот, всякое сознание должно быть признано наукой. Наука животного ограничивается пониманием отношений между весьма ограниченным числом самых близких к его потребностям и нуждам явлений; она вращается все в том же тесном кругу соображений и наблюдений. Наука человека, напротив того, усоверши-ма до бесконечности и беспредельна в своем развитии.

Когда человек впервые оглянулся на окружающую его природу, то для объяснения связи между явлениями, поражавшими его своим разнообразием, неожиданностью или величием, он, в непобедимом внутреннем стремлении к сознанию, признал одну общую действующую силу, одну общую между ними связь, одну простую

Похожие материалы

Информация о работе