Политология: Хрестоматия (Фрагменты из работ зарубежных и отечественных политологов по основным темам учебного курса политологии)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. носова

политология

Хрестоматия

Издание МГТУ                                 Магнитогорск, 2000


Составители:

Бузуверова Н.В.,

Колышкина Л.А.,

Мнухин М.В.

Политология: Хрестоматия. – Магнитогорск: МГТУ, 2000.

Хрестоматия содержит фрагменты из работ зарубежных и отечественных политологов по основным темамучебного курса политологии.

© Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2000

© Бузуверова Н.В., Колышкина Л.А., Мнухин М.В.


ВВЕДЕНИЕ

Политология как наука и учебная дисциплина за 1990-е годы заняла важное место в системе преподавания гуманитарных и социально-экономических предметов, изучаемых в высшей школе. За последнее десятилетие в России вышло большое количество учебников и учебных пособий по политологии, появились хрестоматии по этому предмету, антология мировой политической мысли. Вместе с тем, сохраняет свою актуальность проблема адаптации курса политологии к специфике ее изучения в конкретном вузе, связанная с:

q  количеством часов, отводимых на этот предмет, в том числе на семинарские занятия и самостоятельную подготовку;

q  последовательностью изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла;

q  обеспеченностью литературой и другими условиями.

Государственный образовательный стандарт в сфере высшего профессионального образования, установив общие требования к образовательной программе по политологии, предоставил возможность вузам самостоятельно, творчески разработать конкретные программы преподавания политической науки, распределяя материал между лекциями, семинарами и другими формами работы, Именно с учетом этих обстоятельств следует оценивать хрестоматию, подготовленную для изучения политологии на всех факультетах МГТУ в часы семинаров и самостоятельной работы студентов.

Данная хрестоматия по своей структуре и содержанию соответствует программе и планам семинарских занятий по политологии, разработанных кафедрой истории, теории государства и права и социологии, аккумулирует опыт преподавания этого предмета в университете в 1990-е годы.

В Хрестоматии приводятся фрагменты из работ классиков политической науки, признанных ученых - политологов России и зарубежных стран. Подбор и объем текстов, представляемых в хрестоматии, методологически и методически обоснован и апробирован в учебном процессе, а их последовательность соответствует порядку изучения тем, а именно:

q  политическая власть и ее субъекты;

q  государство,

q  партийные и избирательные системы;

q  политическая культура;

q  политический режим,


Б.И. Коваль, М.В. Ильин*

ВЛАСТЬ VERSUS ПОЛИТИКА

Профессор. ...Давайте договоримся о том, что же такое власть.

Доцент. С точки зрения директивной политики власть - это господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. Не случайно тех, кто отдает приказы, нередко называют, по выражению апостола Павла, “властями предержащими”, т.е. высшими,

Профессор. В таком случае власть понимается как способность и возможность осуществить свою волю путем применения самых различных средств: влияния, авторитета, закона, прямого насилия. Нередко именно принудительная сила рассматривается как конечное и наиболее эффективное орудие власти, ибо все остальные средства (влияние, право и т. д.) срабатывают лишь на фоне этого ultima ratio.

Политик. Однако... власть проявляется не только в принуждении, ... есть иные, более глубокие источники власти, чем кулак, кнут и меч.

Профессор. И тут уж мы вплотную подошли к следующему определению власти - функциональному: власть понимается как умение, как способность реализовать свою функцию управления.

Доцент... не следует забывать, что функция - это отношение, следовательно, то, что Вы назвали “своя функция”, есть прежде всего отношение к чему-то иному.

Студент. Что-то не очень понятно.

Профессор. Попробую пояснить попроще. В сказке Салтыкова-Щедрина два генерала оказались на необитаемом острове. Власть словно куда-то улетучилась. На счастье появился мужик. Есть кем командовать, есть кому командовать. Власть снова тут как тут.


Значит, она не скрыта в каких-то свойствах генералов, а возникает между мужиком и генералами. Власть есть не что иное, как отношение между субъектами, политическими aкторами, как функциональная связь.

Политик. Повелитель в конце концов зависит от повелевае-мых.

Студент. Но подчиняться-то приходится этим последним, мужику, а не генералам.

Доцент. Подчиняться можно по-разному, например, формально вроде бы принимать приказы, но по сути - уклониться от их действительного выполнения. На этом держались советские мужики - колхозники, которым из райкома спускали указания, когда вести сев. Так и возникают “сила слабых” и бессилие власти. А может быть и организованное, а не стихийное гражданское неповиновение. Вспомните могучие движения, лидерами которых были Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг...

Ортодокс. Слушаю я ваши туманные философствования: и так можно понимать власть, и эдак... И возникает у меня вопрос, что же такое власть на самом деле - не в каких-то там концепциях, а в реальной жизни. По-моему, это просто сила, причем сила классовая и государственная. А все остальное - от лукавого.

Профессор. Не будем спешить. И для начала посмотрим, как определяется понятие “власть”... мы находим объяснение термина в “Философском словаре”, который сообщает:

“Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью к -л. средства - авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др. )... Наиболее важным видом В. является политическая В., т. е. реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах”.

Философ. Вот, видите, и власть рассматривается здесь по преимуществу как чья-то “способность”, а уже затем и как “возможность” управлять другими. Откуда же берется такая способность? От Бога? Или это имманентное качество какого-то субъекта? Почему у одного субъекта это качество есть, а у другого

Похожие материалы

Информация о работе