Культура – личность – мораль в контексте «московского периода» XIV – XVII веков: движение от Руси к России. Постмодернизм в русской культуре: ориентиры информационного общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Стремительно развивается отечественная наука: география (за счёт многочисленных экспедиций на восток, в том числе Витуса Беринга), механика (Андрей Нартов создал новые токарные и винторезные станки), оптика (создавались свои микроскопы, подзорные трубы), гидростроительство (Иван Сердюков реконструировал старые водные пути, строил каналы). Были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, Кунсткамера, Петербургская Академия наук. Создавались первые исторические труды.

11)  Активно заимствуются европейские стили и методы искусства.

Реформы Петра предопределили развитие Росси на два века вперёд. Его курс на европеизацию всех сторон жизни был продолжен. Культура напрямую зависела от развития науки, особенно ярко это стало ощущаться в XIX столетии.

7.3. Культ человеческого разума и рационального познания в культуре эпохи Просвещения.

В качестве основной черты эпохи Просвещения выступает культ разума и рационального познания в постижении «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Идеи русского Просвещения были заимствованы  из западноевропейского и состояли в том, что все равны перед законом, что каждый имеет право на обращение в высшие органы управления,  что церковь должна подчиняться государству, что собственность неприкосновенна, что уголовное право должно быть гуманным, что наука и техника должны способствовать росту государства, что печать должна быть свободной, налоги умеренны и аграрная реформа продуктивна. На практике всё значительно искажалось. Однако именно культ разума в век Просвещения способствовал развитию науки.

Начало просвещения связано с именем М. В. Ломоносова (1711 – 1765). Это первый учёный-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского литературного языка, художник, историк. Деятельность Ломоносова предопределила развитие науки в XIX веке. Мировую известность обрели такие учёные, как Н. М. Пирогов, Н. И. Лобачевский, А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, К. Э. Циолковский. Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания (А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов). Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн совершили кругосветное путешествие. М. П. Лазарев И Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Получили развитие новые отрасли естествознания: почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия. В. И. Даль создал четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка».

7.4. Общественный идеал культурного человека: светские праздники и традиции.

Общественный идеал культурного человека начал складываться с петровского времени. Подлинно культурным считался тот, кто знал о правилах приличия, мог вести светские беседы и светский образ жизни. К числу традиционных светских развлечений XVIII века относились

– петровские ассамблеи;

– барская охота;

– балы и маскарады елизаветинского времени.

Барская охота. Осенью после уборки полей наступала пора любимого дворянского развлеченья – полеванья, псовой охоты. Накануне ее участники собирались вместе, чтобы наутро по звуку рожка выехать в лес или поле. В псовой охоте участвовало множество егерей и их помощников: распорядитель охоты – ловчий; борзятники – охотники с борзыми; выжлятники – охотники с гончими; доезжачий – старший среди них; псари, загонщики, конюшие, стремянные. Конюший выводил лошадей, псари – собак. Охотники были увешаны патронташами, охотничьими ножами, свистками, рожками, ружьями. Они выстраивались на лошадях соответственно званию, значению и должности. За ними могут следовать дамы в колясках, окруженные молодежью на смирных лошадях. Следом стремянные вели запасных господских лошадей и своры борзых. Процессию замыкал обоз с палатками, съестными припасами, кастрюлями, сковородками и прочим скарбом.

Гончие поднимали зверя – зайца, лису или волка – и гнали его на простор поля, где борзые начинали преследование. Доезжачие и гости трубили в рога и неслись за зверем.

Петровские ассамблеи. Петр Первый требовал от своих подданных не только обязательной

Похожие материалы

Информация о работе