Культурология как научная дисциплина: функции, классификация и виды культурных норм. Культурогенез: культура Древней Индии. Культура Древней Руси: становление и самобытность русской культуры

Страницы работы

34 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Культурные нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства – оценочная функция.

1.3. Классификация норм.

По сфере применения в малой или большой социальной группе:

– нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжные компании, друзья, семьи, рабочие бригады, спортивные команды) – групповые привычки;

– нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом – общие правила.

По строгости их соблюдения:

– за нарушение одних следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;

– за нарушение одних следуют жёсткие санкции – тюремное заключение или смертная казнь.

По ценности норм:

– ценные нормы, потеря которых ведёт к вымиранию культурной общности;

– преходящие нормы, замена которых обусловлена историческими и социальными переменами.

По классификации американского социолога Уильяма Грехэма Самнера норы делятся на:

– обычаи;

– нравы;

– законы.

По степени наказания за нарушение культурных норм (по возрастающей):

– привычки;

– обычаи;

– традиции;

– нравы;

– законы;

– табу – жесткие санкции за нарушение.

1.4. Основные виды культурных норм.

1) Привычки и манеры. Привычка – это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

2) Этикет – это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

3) Обычаи, традиции и обряды. Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения. Традиция – всё то, что унаследовано от предшественников. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

4) Церемония и ритуал. Церемония – это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий и дат. Ритуал – это сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого.

5) Нравы и запреты. Нравы – это особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Запреты (табу) – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

6) Закон и право. Закон – это нормы и правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкреплённые политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Право – это система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определённых нормах.

7) Мода и увлечения. Мода – смена увлечений, овладевших большими группами. Увлечения – пристрастия, обусловленные преходящей популярностью чего-либо.

8) Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д.

9) Верования, знания и мифы. Верование – это убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Знание – это достоверные сведения о чём-либо, научные сведения. Миф – это фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нём общества и человека.

1.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты. 

Нормативная система культуры предполагает соответствие ценностей нормам. Основным понятием нормативной системы культуры является мораль, которая разграничивает правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашёнными нормами.

Нормативные конфликты бывают нескольких видов:

– культурный конфликт между разными этническими группами;

– культурный конфликт между поколениями;

– культурный конфликт между законопослушными гражданами и преступниками.

– культурный конфликт между старым, отжившим и новым, актуальным.

Нормативные конфликты присущи нестабильным обществам. Чем выше уровень воспитанности, образованности, интеллигентности, правовой культуры общества, тем менее

Похожие материалы

Информация о работе