Исторический источник. "Повесть временных лет". Поучение Владимира Мономаха. "Искомые начала" и "требования жизни" в русском государственном строе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

вариантах упоминается составитель первой редакции "Повести", которым считался печерский монах Нестор. Но центральная тема всех вариантов заголовка - происхождение государства русской народности и династии киевских князей...

Призывы к преодолению внутренних политических смут и борьбе с иноземными нашествиями выступают лейтмотивом большинства нравоучений "Повести". Летописцу близка задача обороны Русской земли от иноземцев, и прежде всего от степняков-кочевников. Подобным патриотическим стремлением "Повесть временных лет" проникнута так же, как героический былинный эпос или "Слово о полку Игореве".

В процессе и после расселения восточнославянских племен в бассейнах Днепра, Волхова и Оки, в результате смешения этих племен между собой и с финским и балтским населением формировалась древнерусская народность. Передвижения, вызванные хозяйственными нуждами и крупными военнополитическими предприятиями (например, походами на Византию и на Каспий), способствовали слиянию племен. А этот этногенетический процесс привел к тому, что славянское и ославянившееся население постепенно начинало осознавать себя как единую русскую народность - Русскую землю. Интересно, что в X в., а иногда, и XI в. и даже XII в. этим именем назывались Киевская, Черниговская и Преяславская области, тогда как Новгородская, Ростовская и Галицкая области в нее не входили. Но уже в текстах, относящихся к концу XI и к началу XII в. прослеживается широкое понимание Руси как земли всех восточных славян как синонима древнерусской народности. Нельзя сказать, что до конца XI в. сознание общности русской народности не сделало никаких успехов. Но в XI - XII вв. оно утверждалось еще прочнее. Распространение православия и общий ущерб от набегов иноверцев-кочевников способствовали укоренению данного сознания...

И древнерусские князья, и летописцы убеждали в необходимости не политического единства русской земли, а единения владетельных князей под верховенством князя Киевского. Ярослав говорил своим сыновьям: "Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу Кыев; сего послушайте, якоже послушаете мене да той вы будетъ в мене место. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Володимерь, а Вячеславу Смоленск". Из этого завещания видно отличие единства земли с одним государем от единения со многими государями, которые должны держать старшего "в отца место". Сейчас для нас важно отметить, что непрочное единение лежало не только в основе политического строительства Киевской Руси, но и в основе политических воззрений историков-летописцев. И позднее идея государственного единства под властью одного князя оставалась чуждой сознанию правящий верхов и сознанию летописцев...

Для политических воззрений древнерусских летописцев характерно не только убеждение во владельческий правах занимавших столы князей Рюрикова дама. Авторы летописей доказывали также монопольное право на столы за князьями Рюриковичами...

Первые князья, действительно, выступают в летописи как люди богатырского подвига. Однако летописные характеристики Олега, Игоря и Святослава отличались от характеристик богатырей в героическом эпосе. И отличие это прежде всего заключалось в том, что летописному описанию людей в гораздо меньшей степени, чем эпосу присущ сюжетный вымысел. Конечно, легенды (например, о смерти Олега или мести Ольги) в этих характеристиках оставались, но в основном

Похожие материалы

Информация о работе