Коммерческая работа при пассажирских перевозках

Страницы работы

Фрагмент текста работы

правило, действуют в соответствии с моделями поведения массовых потребителей на рынках широкого потребления услуг (тогда как клиентура грузовых автотранспортных предприятий действует и принимает решения, в основном, в соответствии с моделями рыночного поведения потребителей на рынке промышленной продукции). Это влияет, в первую очередь, на используемые методы ценообразования и сбыта услуг пассажирских АТП.

Выделим в качестве наиболее важных особенностей коммерческой работы, возникающих при перевозках пассажиров автомобильным транспортом, следующие:

‑  работу по особому контракту с организацией-заказчиком перевозок;

‑ работу по фиксированным тарифам;

‑ проведение заказчиком перевозок конкурса (торгов) на получение контракта (заказа на выполнение перевозок).

Подготовка и заключение контракта с заказчиком перевозок. Контрактная форма отношений с организацией-заказчиком перевозок распространена при пассажирских перевозках достаточно широко. В отечественной практике такой контракт иногда называется также договором об организации перевозок или договором об организации транспортного обслуживания.

Сущность его заключается в том, что одна сторона ‑ автотранспортное предприятие ‑ обязуется предоставлять автотранспортные услуги на определенной территории в соответствии с требованиями, которые оговариваются в контракте.

Другая сторона ‑ заказчик перевозок ‑ обязуется выплачивать предприятию оговоренную контрактом сумму.

Особенность такого контракта заключается в том, что заказчик не является собственно пассажиром-пользователем транспортных услуг. Он нанимает автотранспортное предприятие для того, чтобы оно предоставляло эти услуги третьим лицам.

Характерными ситуациями заключения подобного контракта являются, например:

‑ организация местными властями обслуживания пассажиров на городских и пригородных автобусных маршрутах;

‑ организация предприятием регулярных перевозок рабочих и служащих этого предприятия к месту работы и т.п.

Соответствующий контракт в любом случае определяет общие условия предоставления транспортных услуг, размеры и порядок их оплаты, формы контроля, ответственность сторон и т.д. В этом смысле он является обычным двусторонним договором, предметом которого является организация автотранспортного обслуживания по перевозкам пассажиров.

Вместе с тем, следует учитывать, что любая система транспортного обслуживания, создание которой и является, в конечном счете, предметом контракта, представляет собой коммерческое предприятие, которое в случае неудачи, может нанести финансовый ущерб участникам контракта и иметь негативные социальные последствия для данного населенного пункта или региона.

Если, например, система перевозок пассажиров городскими автобусами оказывается недостаточно экономически продуманной, то это приводит либо к перерасходу средств из местного бюджета, либо заставляет устанавливать недопустимо высокий с социальной точки зрения уровень проездной платы, либо делает неприемлемыми условия работы АТП на данных перевозках.

В связи с этим тщательная проработка контракта с организацией - заказчиком чрезвычайно важна для обеспечения стабильной работы, а сам контракт имеет, как правило, ряд дополнительных особенностей. К ним, в частности, относятся следующие.

Автотранспортное предприятие или предприниматель может использовать в той или иной форме имущество (подвижной состав, техническую базу и т.д.) заказчика перевозок. Например, при перевозках городскими автобусами сами автобусы могут быть собственностью администрации, а предприятие либо:

‑ берет их на определенных условиях в аренду, и условия договора аренды становятся частью контракта;

‑ принимает на себя обязательство управлять использованием подвижного состава. В этом случае частью контракта становятся условия договора управления имуществом.

Таким образом, контракт может регулировать дополнительно и вопросы распоряжения или управления собственностью.

Контракт может содержать достаточно сложное распределение рисков между заказчиком и автотранспортным предприятием. Можно выделить следующие группы рисков, связанных с реализацией контракта на организацию транспортного обслуживания:

‑ коммерческий, или рыночный риск, связанный с возможностью не достижения расчетного спроса на перевозки. Данный вид риска присутствует в ситуации, когда хотя бы часть доходов поступает непосредственно от пассажиров. Если расчетный спрос не достигнут, то меньше расчетной окажется и выручка от продажи билетов. Обычно этот риск принимает на себя автотранспортное предприятие, хотя в ряде случаев заказчик может частично принять его на себя;

производственные риски, к которым относятся:

‑ риск превышения расчетной стоимости эксплуатации. Если превышение эксплуатационных расходов против расчетной величины происходит вследствие инфляции, то контрактом может

Похожие материалы

Информация о работе