Философия Древнего Востока. Характерные черты древневосточной философии. Основные направления философии Древней Индии и Древнего Китая

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Философия Древнего Востока

План:

1)  Характерные черты древневосточной философии

2)  Основные направления философии Древней Индии

3)  Специфика и основные направления Древнего Китая

I. Характерные черты древневосточной философии

Характерные черты Древнего Востока:

Ø  Традиционность, самобытность

Ø  Практический характер философии

Ø  Отношение философии как к образу жизни

Ø  Высокий общественный статус влиятельности философских идей в культуре.

II. Основные направления Философии Древней Индии

Отличительные черты Индийской философии:

ü  Религиозность

ü  Соединение рационализма и мистицизма

ü  Устремлённость к духовному восхождению

ü  Отсутствие единых духовных канонов, множественность картин мира

ü  Принятие большинства школ учения о трансмиграции.

Периодизация Индийской философии.

1)  Ведийский этап (с 10 по 5 века до нашей эры).

Веды – собрание священных канонов, имеющую сложную многоуровневую структуру, включающее в себя мифологическую, религиозную и философские воззрения Древней Индии.

Упанишады – философские комментарии к Ведам (проблема устройства Вселенной, механизмов познания, сущности души, выбора пути самосовершенствования для избавления от перерождения души)

2)  Классический этап (с 5 века до нашей эры по 10 века нашей эры)

§  Эпосы – поэмы

§  Свод законов Ману

§  Появление и развитие основных философских школ и направлений

3)   Индусский этап (с 10 века нашей эры)

§  Ослабевает влияние буддизма

§  Доминирование культуры индуизма

§  Преобладание философских направлений веданта и Ньяя 

Основные школы и направления:

1.  Ортодоксальная школа – признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед:

1. Веданта (4 – 2 века до нашей эры) 2. Миманса (6 век до нашей эры) 3. Санкхья (6 век до нашей эры) 4. Ньяя (2 век до нашей эры) 5. Йога  (2 век до нашей эры) 6. Вайшешика  (6 – 5 века до нашей эры)

2.  Неортодоксальная школа – не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета.

1.  Джайнизм (6 век до нашей эры)

2.  Буддизм (7 – 6 века до нашей эры) – основа философской традиции и древней мировой религии, восходящая к учению отшельника Будда Шакьямуни   

3.  Чарвака-локаята.

Направления буддизма:

Ø  «Узкий путь» - «Малая колесница» (личное совершенствование человека)

Ø  «Широкий путь» - «Большая колесница» (обожествление Будды, почитание совершенных людей)

Ø  Ваджраяна – «Алмазный путь» или «Алмазная колесница»

Основа Буддизма:

1.  История жизни Будды Шакьямуни

2.  Призвание закона кармы и перерождения

3.  Четыре благородные истины и Восьмеричный путь

4.  Отрицание неизменного «я» и учение о взаимозависимом возникновении.

Восьмеричный путь (правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение) – это путь указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары.

Четыре благородные истины (благородная истина о страдании, благородная истина о происхождении причин страдания, благородная истина о возможности прекращения страдания и его причин, благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания) – это одно из базовых учений буддизма, которого придерживается вся его школа.

III. Специфика и основные направления философии Древнего Китая

Особенности Древнего Китая:

v  Коллективизм

v  Чувство иерархии и смирения прагматизма

v  Чувство национального самосознания

v  Патриархальность

v  Традиционализм

v  Практицизм

Отличительные черты:

ü  Социально-политический характер учений

ü  Преобладание этической проблематики

ü  Ориентация на самоосуществление в земной жизни

ü  Авторитет философских текстов

Основные философские направления.

Возникновение философии в Китае происходит в конце периода Лего (721 – 781 года до нашей эры) – период «Разделённых царств»

Наивысшего развития философия достигает в период Чжаньго (481 – 221 года до нашей эры) – период «Воюющих царств»

Основные школы Древнего Китая:

1.  Конфуцианство (основоположник Конфуций)

Главное конфуцианское сочинение – «Лунь Юй». В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. Конфуций считал, что на протяжении всей своей жизни человек должен развиваться, учиться и стремиться к самосовершенствованию.

Основы конфуцианской этики: 1) «Золотая середина» - середина в поведении людей между крайностями; 2) «Человеколюбие» - почтение к родителям и уважение к старшим братьям; 3) «Взаимность» и «забота о людях» - основная нравственная заповедь конфуцианства.

2.  Даосизм (основоположник Лао-цзы, 6-5 века до нашей эры)

Главное сочинение – «Дао Де Цзин»

Дао Де Цзин – главный канонический текст даосизма, лежащий в основу его философии, мифологии, религии, культовой и психологической практики.

Дао – является вечным, несотворённым и вездесущим, оно является их генетическим началом всего времени Дао первично к высшим системам.

Де – тактируется как энергия, благодаря которой Дао воплощается в мир.

Цзин – невмешательство, воздержание от действий, противостоящих  естественным законам Вселенной, жить в гармонии с природой.

«Дао – рождает вещи, Де – вскармливает их, взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми ухаживает за ними, поддерживает их». 

3.  Легизм

4.  Моизм

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
23 Kb
Скачали:
0