Региональные программы освоения и развития Дальнего Востока России

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

имеют первостепенный характер для общества в целом и для отдельных сфер общественного производства на данном этапе.

В рамках централизованного планирования, для которого экономическими агентами являлись «хозяйственные отрасли», реальной сферой программной организации планового достижения целей могли быть и стали программы социально-экономического развития регионов.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ

В непростых условиях начала 90-х годов прошлого столетия, когда обострились экономические и социальные проблемы параллельно с сокращением государственной поддержки территорий Дальнего Востока и Забайкалья, была начата разработка новой федеральной целевой программы. Требовалось изменить политику государства по отношению к Дальнему Востоку. Был использован основной аргумент из программы 1987 года, который сводился к тому, что государство должно поддерживать не сам по себе Дальний Восток, а должно осуществлять стратегию «возвращения на Тихий океан», что невозможно сделать без государственной поддержки этого региона.

Поэтапная реализация программы должна была привести к изменению тенденций развития региона:

·  к 2000 г. должны были быть достигнуты экономическая стабилизация и существенное улучшение социально-экономической ситуации;

·  в период 2001-2005 гг. – устойчивое развитие;

·  к 2005 г. – преодоление отставания в основных макроэкономических показателях от средне российского уровня.

По программным заданиям рост валового общественного продукта к 2005 г.должен был составить 142%, объёмы продукции промышленности – увеличиться в 1,5 раза, в частности добыча нефти – в 100 раз, добыча газа – в 66 раз.

В отличие от всех предыдущих программ размер государственной поддержки не должен был превысить 20-30% всех финансовых средств. Таким образом, эта программа являлась уже не совсем программой в классическом смысле. Вместо централизации ресурсов и управления около 70% ресурсов и массы принимаемых решений изначально планировались как децентрализованные (за счёт региональных и местных бюджетов, ресурсов инвестиционных фондов министерств и ведомств, собственных средств предприятий, кредитов отечественных и зарубежных банков, иностранных инвесторов).

Соответственно программа была обречена на невыполнение. И действительно, макроэкономические параметры программы небыли достигнуты. Реальное выделение ресурсов из федерального бюджета в 1996-2000 гг. составило 5,2% а из региональных бюджетов – около 17%. Инвестиции в программные объекты не превысили 20% валовых инвестиций, осуществлённых в дальневосточную экономику за 1996-2000 гг. Это доказывает, что экономика региона проигнорировала программу, которая должна была стать стратегическим ориентиром для инвесторов всех уровней и форм собственности. Уже одно это означало институциональный провал программы и необходимость её корректировки.

В результате, данная программа подвергалась неоднократным изменениям и дополнениям (15 раз), что объясняется двумя обстоятельствами: 1) оценки программы базировались на предположении об устойчивом характере

Похожие материалы

Информация о работе