Городской пассажирский транспорт. Освоение пассажироперевозок различными видами городского транспорта, страница 3

При развитии сложившейся транспортной  системы в  существующем городе или в случае проектирования транспортной связи основной городской территории с новым  районом    выбор    видов транспорта, как правило, сводится к решению задачи:  какой   из имеющихся видов транспорта целесообразно развивать и в какой степени. Уместно подчеркнуть то особое место, которое занимает автобусный транспорт в системе любого города. Это определяется его специфическими достоинствами:   абсолютной маневренностью; отсутствием    необходимости    в    наличии    на    сети     постоянных устройств; минимальной потребностью в капиталовложениях; возможностью эксплуатации на    неусовершенствованных    дорожных покрытиях. Перечисленные особенности    автобусного   транспорта делают его незаменимым   при   решении   многочисленных   оперативных задач   организации   движения,   возникающих   в   любом городе.

При проектировании крупных и крупнейших городов, а также городов с сильно расчлененной территорией возникает другой специфический вопрос, связанный с обоснованием целесообразности включения в транспортную систему города внеуличных скоростных видов транспорта (скоростной трамвай, метрополитен, электрифицированные железнодорожные линии в черте города и т. п.).

2. Выбор вида ГПТ

Выбор видов городского пассажирского транспорта целесообразно нести в такой последовательности: выбор вида транспорта:

·  проверка экономической целесообразности использования выбранного вида транспорта по максимальному и минимальному часовому пассажиропотоку;

·  сравнение конкурирующих видов транспорта по затрате времени на передвижения максимальной дальности;

·  отбор наиболее целесообразных видов транспорта по местным условиям (климат, рельеф, характер населенного пункта, обеспеченность электроэнергией и т.п.);

·  сравнение конкурирующих видов транспорта по сводному экономическому показателю;

·  окончательный выбор видов транспорта, удовлетворяющих всем требованиям и характеризующихся лучшими экономическими показателями.

3.  Легковой транспорт в общей системе ГПТ

Легковой автомобиль является транспортом индивидуального пользования, что и обусловливает специфичность его положения в комплексной системе городского пассажирского транспорта. По сравнению с общественным пассажирским транспортом автомобиль обладает рядом достоинств: персональная мобильность, обеспечение передвижений «от двери к двери», большая скорость сообщения, комфортабельность передвижений, независимость от маршрутной системы. Наряду с этим широкое использование легкового автомобиля влечет за собой и серьезные негативные явления, что вызвало возникновение «транспортного кризиса» во многих городах. Основная причина кризисных явлений связана с весьма малой эффективностью индивидуального транспорта по сравнению с массовым и с потребностью в большой площади проезжих частей улиц для обеспечения циркуляции мощных автомобилепотоков.

Парк легкового автомобильного транспорта состоит из личным, ведомственных, прокатных автомобилей и таксомоторов. Участие легкового автомобильного транспорта в общегородских пассажироперевозках определяется уровнем автомобилизации, а также характером использования легковых автомобилей.

Необходимо учесть опять других стран с высокой степенью автомобилизации и  признать, что «европейский путь»  развития городского пассажирского транспорта, при котором большая часть пассажироперевозок выполняется средствами общественного транспорта, является более правильным.

Несмотря на усложнение условий использования автомобиля, процесс автомобилизации продолжается.

К основным факторам, влияющим на режим и интенсивность использования индивидуальных автомобилей. следует отнести: расстояние от места жилья до места хранения автомобиля; уровень обслуживания городского населения массовым пассажирским транспортом; климатические условия; возраст владельца; водительский стаж; условия паркирования у цели поездки.

Как говорилось ранее, малая провозная способность и значительные размеры занимаемой площади улиц указывают на нецелесообразность использования легковых автомобилей для массовых, сосредоточенных на небольшом отрезке времени пассажироперевозок, связанных с трудовыми передвижениями. Использование индивидуального транспорта целесообразно при передвижениях по культурно-бытовым целям, включая и загородные поездки. Роль легкового автомобиля будет постоянно усиливаться в процессе формирования групповых систем расселения, развития городских агломераций. Связь населен ных пунктов, расположенных вне железнодорожных линии, с ядром агломерации будет осуществляться в перспективе главным образом легковым автомобильным транспортом. При проектирования системы городского пассажирского транспорта необходимее прогнозировать совместное развитие массового и индивидуального транспорта, для того чтобы обоснованно решить следующие задачи: определить долю общегородского пассажирооборота, осваиваемую легковым автотранспортом; то же, на связях города с пригородной зоной и элементами агломерации; определить на этой основе ожидаемую загрузку городской улично-дорожной сети; установить вместимость и количество устройств по обслуживанию легкового автотранспорта (автостоянки, гаражи, АЗС, СТОА и т. п.) с размещением их на плане города.